Индия

Понимание нашей эпохи...

.
...как времени торжества мужицкого антисоветского бунта, о чем любит писать Зина-Корзина, подтверждается, например, тем, что в 1980-х годах Александр Розенбаум считался, в общем-то, блатарем-уголовником. Его песни про "Мурку" и "Гоп-стоп" не транслировали по радио, но они неслись практически из всех магнитофонов огромной Советской Страны. Его слушали и тогда советские люди, но все-таки немного "из под полы", как бы стесняясь этого факта, частным порядком, на кухнях и на дачах. А в новой России он стал заслуженным артистом РФ (1996) и народным артистом РФ (2001), получил все мыслимые сцены, а в 2003 году избран депутатом Государственной думы от партии «Единая Россия». Представьте себе Розенбаума в Верховном Совете СССР в 1980-х годах...0)

Эпоха сложна. С одной стороны, она стала временем свободы для интеллигенции. А с другой - временем джанго освобожденных, временем истинной духовной свободы для мужика. Что касается именно государства, а не общества, то оно точно стало более приближенным к народу, более народным во всех своих проявлениях, да.
Мне Розенбаум сейчас не нравится, надоел. Но никогда я его не воспринимал как блатаря-уголовника. Как может врач скорой помощи быть блатарем?
Песни Городницкого урки тоже очень любили. Он блатарь? Высоцкий?
Розенбаум ПЕЛ про воров и РОМАНТИЗИРОВАЛ воров. Это ведь не та ситуация, в которой уркам, скажем, понравилась слезливая сентиментальность интонаций и они приняли артиста "за своего". Нет, он ТЕКСТАМИ своих песен был ворам (и широким народным советским массам) своим.
Возможно. Но у меня другой жизненый опыт. Я слышал настоящие песни зэка типа "Попались мы по недоразумению...", "Кусочек неба синего" и т.п.
"Сгорели мы по недоразумению" - это, если что, Высоцкий )
Как интересно! Я ни разу не слышал ее в исполнении Высоцкого и не знал, что он автор. Слышал только в "народном" исполнении.
Это никак не АНТИсоветский бунт, да и не бунт тоже. Это просто избавление от отживших, надоевших, лишних скреп и обуз, накладывавшихся коммунистическим гос-вом. Это советское в чистом виде, с минимумом идеологии и максимумом народности. Советское без ненужных наслоений марксистского талмудизма.
Где-то так, да.

Однако, отсечен был не только "марксистский талмудизм". Отсечены были так же те ограничения, накладывавшиеся на мужика пусть тоже советской, но все же интеллигенцией. В 1980-х Розенбаум на радио и ТВ был немыслим. И в этом смысле советское общество 1980-х годов было более культурно, чем нынешнее.
Оно было более чопорно, лицемерно и внешне прилично, чем нынешнее. Старая партократия-номенклатура вела себя аккуратнее и контролировала ситуацию, не позволяя ей разойтись. Была ли она более культурна? В каком-то низшем, элементарном смысле, наверное, да. Как какой-нибудь Смердяков культурнее пьяного мужика под забором. Наверное, это опять всё та же большая близость к старым традициям, к старым людям, их носителям, пусть они и были уничтожены отцами-дедами этих позднесоветских номенклатурщиков. По мере удаления, этот импульс затухал.
А разве Утесов не исполнял песни от лица воров? Получил кучу советских наград.