Индия

Жизнь пай-мальчика в СССР...

.
...была в целом странной и противоречивой. С одной стороны хорошее поведение приветствовалось даже и в пролетарском государстве, а с другой стороны излишняя культурность вызывала раздражение, непонимание и подозрения. Подозрения даже в первом классе французской спецшколы, куда отдали меня поначалу родители. Ведь к семи годам я уже разговаривал с учителями и сверстниками правильным дореволюционным русским языком своей бабушки Елены, старательно вворачивал в речь вежливые архаизмы. Но излишняя вежливость оскорбительна. Особенно в СССР образца 1976 года, где так не говорил уже никто и где не приветствовались т.н. "чистая литература" и "чистое искусство" (так тогда именовалась русская словесность). Над моими цветистыми оборотами холодно смеялись, требовали "говорить короче и проще" и раздраженно обрывали на полуслове. Поэтому уже с первого класса я осознал серьезные коммуникативные проблемы, бдительность и классовое чутье моих преподавателей, а так же твердую как бетонный заводской забор реальность советского социального расизма. В 1920-х годах уцелевшие мои родственники, включая и бабушку Елену, были "лишенцами" де-юре. В 1976-ом из-за характера своей устной речи я чувствовал себя лишним де-факто. И это было непростое для семилетнего мальчика чувство.

Я рассказываю об этом потому, что часто слышу странные претензии, обвинения в высокомерии. Дорогие мои, я родом из мужицкой психбольницы, которую вы считали "государством" и своей "Родиной", хотя митр.Антоний (Храповицкий) еще когда вам говорил, что "христиане - не подданные сатане". Да, для кого-то "психбольницей" являлся советский завод, моногород, колхоз, армия или тюрьма, а для меня даже и столичная французская спецшкола. Ведь и в элитных советских учреждениях тон задавали люди с серьезными душевными девиациями. Чуть-чуть чему-то выученные, но находившиеся явно не на своем месте. Моими преподавателями были люди деминутивные, анекдотические, не помнящие не только нормального русского обращения, но и своего рода-племени - бывшие общинные селяне, горожане в первом-втором поколении строгих коммунистических убеждений. Да, я с детства рос со всеми вами, ходил рядом, дышал одним воздухом, но никогда, с самого детского сада, "вашим" не был. И чувствовал по отношению к себе лишь одну только пламенную классовую ненависть таких же как вы добрых и заботящихся о моем душевном здравии, но не имеющих такта, городской дореволюционной культуры и даже тени богоподобия соотечественников. И теперь, когда в стране что-то изменилось, в том числе и посильными трудами моей юности, и трудами множества моих живых или умерших уже близких, людей настоящих, жертвенных и сильных, вам лучше помолчать. Говорить, тихонечко растягивая слова, буду на избранные темы я, от своего и своих родственников, единомышленников и друзей, в том числе покойных, имени. Люди, выросшие в СССР, но равнодушно принимавшие в 1970-х-1980-х годах советскую реальность как свою, для меня как люди не существуют вовсе. Да и для Бога, если они до сих пор не раскаялись в жизни своей в обнимку с антихристом или тянут из советского прошлого те или иные духовные конструкции антихриста вроде советских квазирелигиозных праздников, их как людей, к сожалению, просто нет. Я ведь и по матушке своей и по отцу из семьи "недобитых", которых вас учили бояться и ненавидеть с детства. И этот барьер, несмотря на постепенное, очень медленное и противоречивое ваше нынешнее "очеловечивание", сохраняется и по сей день. Мы с вами, хотя и выросли рядом, существа с разных планет, ибо между благодарными потомками палачей и потомками их жертв общей меры нет.
Кстати, да, Вы правы, Антон Александрович. Культ книжности и образованности, который в СССР были частью социальной парадигмы, разбивался о дворовые нравы. Меня вот что удивляет - при массированной пропаганде учёности всё равно цвела тупость, причём - какая-то нарочитая. Из серии: "Ты чё, самый умный?"
Да, Зина. "Ты че, самый умный" я слышал с детства, это был основной рефрен моего бытия в позднем СССР.

Но если большинство примерных детей слушали все эти слова от дворовой гопоты, то я, Зина, я... В моем случае все было немножечко иначе. "Ты че, самый умный" (другими, конечно, словами) я слышал не только во дворе, но и от преподавателей французской спецшколы, а затем он профессоров МГУ на факультете журналистики. И когда эти высококультурные люди вступали со мной в контакт лицо их менялось, пленка культурности куда-то сползала, и сквозь благообразные черты проступал "матрос Железняк" собственной персоной. Вы когда-нибудь видели как на лице еще секунду назад спокойного человека проступает лицо зверя? Я видел. И видел каждый день.
Мне в этом смысле повезло - я мало сталкивалась с хамством в советскую эпоху (в современной высокодуховно_скрепной России этого много больше, видимо, раскрепостились и "вернулись к корням"). Может быть, потому что девочка (слабый пол) и не гуманитарий (я хорошо училась по физмату, который в СССР считался выше гум.знаний). Мальчикам-поэтам, я помню, было много хуже.

Edited at 2016-12-20 10:10 am (UTC)
Да, мальчикам было хуже. Девочки не могли восприниматься как "враги", классовые враги. Ведь девочки, даже культурные, это не враги, а добыча.
Вообще, я была очень правильный советский ребёнок и была в ладу с системой. Люди мне не нравились ВСЕГДА, но поскольку я была правоверная и шла верным курсом, то жизнь казалась солнечной. Да, к специфически советским институтам и смыслам я относилась и отношусь хорошо.

Edited at 2016-12-20 10:14 am (UTC)
Эх, Зина, а мы ведь с Вами именно об этом как-то лично говорили у меня в гостиной, душа в душу. И Вы тогда не возразили мне... Ничего "специфически советского" в послевоенном культе романтики, дружбы и стремлении к звездам не было. Это был общемировой тренд. У нас были пионеры, у них скауты. Послевоенное время, особенно с шестидесятых годов, это неоромантическая эпоха. Как в 19 веке романтизм был общеевропейским (и русским тоже) явлением, так же и в 20 после войны. Это просто универсальный культурный ключ к эпохе.
Да, Антон Александрович. Но для меня-то сие было советским. В моём детстве-отрочестве. Я не задумывалась.

Больше того, я всегда утверждаю, что всё лучшее-советское, по которому ностальгируют белые люди, это препарированное имперское, дореволюционное.

Вот новая книга прекрасного автора - Елены Петровны Чудиновой о мире, где не было СССР. Но там есть всё, что было МНЕ мило именно в СССР. Это, как раз, об этом...



Edited at 2016-12-20 10:38 am (UTC)
Благодарю Вас, Зина, обязательно почту. И, разумеется, в этом я полностью с Вами согласен.
Почитаешь Вас и прямо верить начинаешь в учение Маркса)))
Так ведь напрасно перестали верить, это как раз для вашего брата учение. А так же учение о происхождении от обезьяны. Это все ваше, вековое, исконное.
Люди в это верить не будут никогда, а мужики пусть верят во что сами хотят.
Так Вы сами в классовую борьбы сильнее самого Маркса верите)))
Я верю в ненависть пролетариата к культурным сословиям, поскольку ощущал эту ненависть эмпирически в течении всей своей жизни.
А в желание пролетариата перевести своих потомков в культурное сословие не верите?
Верить-то верю, только зачем для этого было крошить в кровавый салат русские культурные сословия? Люди, желающие приобщиться к культуре, так не поступают.
А причем здесь салат. Он ведь совсем по другим причинам случился. Не потому что люди к культуре стремились, а потому что не особо их к ней подпускали.

Edited at 2016-12-23 03:16 pm (UTC)
>не особо их к ней подпускали.

Я даже помню в каком классе советской школы Вас этой глупости научили, увы(
Ее нигде в то время не было. В Италии и Португалии было еще хуже. Школьная реформа началась 1890 году. Сделано было немало, количество грамотных людей каждый год увеличивалось в несколько раз. К 1910-м годам уже 30 процентов призывников в армию могли надписать свою фамилию сами. По высочайшему плану всеобщая грамотность должна была наступить к 1921 году. Помешала война. Но война это потеря 3 лет. Поэтому помешала не столько война, сколько большевики - с их приходом всеобщая грамотность наступила только в 1950-х годах. Если бы не большевики она бы наступила раньше на 30 лет.
никогда, с самого детского сада, "вашим" не был

Amen. God bless you.