Индия

Презумпция человечности

.
Общественная мысль в XX веке сделала одним из самых влиятельных своих направлений философскую антропологию. В рамках философии антропологии нашего времени совокупным трудом множества авторов была постепенно утверждена радикальная презумпция, согласно которой всякое словесное разумное существо есть человек. И современная наука считает истинным именно такое, сомнительное для прежних эпох, утверждение. И будет считать ровно до тех пор, пока ложность его не будет бесспорно доказана. Впрочем, выразим благодарность ей хотя бы за то, что не стала превращать бодрую и смелую презумпцию в аксиому, ибо определение степени родства живых организмов по способу коммуникации, части общих генов и подобию внешнего строения это даже в биологии все-таки именно презумпция-предположение. В рамках христианского мировоззрения это предположение не выдерживает примеров обратного от Предания, которые не раз перечислялись в этом дневнике. Для христиан свойство чьей-либо словесности или схожести чьих-либо внешних телесных признаков с человеческими вовсе не означает обязательную принадлежность к богосотворенному человеческому роду. Такой "презумпции человечности" всякого словесного существа нет в основах христианской веры. В христианских обществах людям часто приходилось доказывать, что они именно те, за кого себя выдают, т.е. Божии рабы и потомки Адама, а сама человечность рассматривалась как способность к обожению преестественному, т.е. как потенция для следования за Сыном Человеческим, но не как не зависящая ни от чего бытийствующая константа и самостоятельная культурно-биологическая ценность, тем более заглавная бытийствующая ценность.

Однако особенность нынешнего идейного разложения и грядущего философского банкротства общества модерна состоит в том, что очень скоро ничего не останется от этой презумпции даже и в самой секулярной современной науке, поскольку гибриды людей и животных уже есть не только факт биосферы, но и плод непосредственной научной деятельности. Объявили всех носителей генов человека равными друг другу людьми - не прошло и века как появились новые, теперь уже искусственно выведенные двусущные. Да, пока лишь неустойчивые лабораторные эмбрионы, но то ли еще дальше будет. Философия антропологии нашего века уже опровергла в главном себя сама. И это только начало ее грядущих вселенских затруднений.