Индия

Смотрим с лупой на слово "народ"

.
Существительное "народ" довольно старое, образовано оно от глагола "naroditi", причем сейчас слово-родитель является архаизмом и фактически не используется. В первом большом этимологическом словаре русского языка великого слависта, урожденного петербуржца Макса Фасмера читаем: "наро́д род. п. -а, диал. также "толпа, стадо (коров)", арханг. (Подв.). От на и род."

Стоп, откуда же здесь коровы? В России слово "народ", как пишут в этих ваших интернетах, вошло в широкий общественный обиход из бухгалтерских книг помещиков-землевладельцев, термином "народ" обозначались в этих книгах количества рожденных за определенный период крепостных, по аналогии с "отел" у коров, "окот" у овец, "народ", т.е. народилось столько-то так и записывали:

отел (составил) - -10 голов
окот -30 голов
народ -5 душ

Отел, окот, народ... Да, все как-то правильно. Но как же дело с народами обстоит в Европе?

Народ впервые стал общепризнанным субъектом права в 1945 г. в результате закрепления в Уставе ООН принципа равноправия и самоопределения народов. ООН - родильный дом народов как субъектов. До 1945 года права были только у людей, родов, кое-где наций (с 1789 г.), религиозных и профессиональных корпораций. Умножать сущности было не в правилах традиционного общества. Да, народы были признаны за субъекты на международном уровне совсем недавно, меньше столетия назад, аккурат в год окончательного упразднения в Европе остатков христианских государств и рудиментов традиционного общества. Скажем, прогрессивной "Лиге Наций" 1930-х годов дать народам какие-то "права" не приходило и в голову.

Слова меняют свои общеупотребимые значения от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Сейчас я различаю около двух десятков интерпретаций слова "народ" и его эквивалентов. Однако изначальное для европейской культуры значение происходит от латинского populus, которое в латыни есть одновременно и "тополь" и "народ".

Тополь, распространенное в городах древности и хорошо чувствующее себя не в глубине лесной чащи, а именно рядом с людьми и реками дерево, во всех европейских культурах является забирающим излишки жизненных энергий деревом-акцептором. Таким образом, изначально populus-народ это приживала и даже вампир, живущий подле людей рода (знаменитых изначальных трехсот римских семей-родов). Однако со времен центуриатной реформы Сервия Туллия, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, populus охватывает и патрициев и плебеев, утверждается аристократия богатства взамен аристократии по родству. Кончил Сервилий Туллий плохо, его изгнали из Сената, а его тело переехала на колеснице его собственная младшая дочь Туллия (а улица Рима, на которой Сервилий получил воздаяние по делам своим, получила впоследствии именование Vicus sceleratus).

Но именно он может претендовать на сомнительные лавры родоначальника политической философии Нового Времени, хотя жил в VI в. до н.э. Безродная аристократия богатства это и есть наш мир (в лучшем случае, как сейчас в РФ), а в худшем - аристократия нищеты (как в СССР). Культ и культуру может поддерживать только род. Только род может генерировать и особую социальную валюту, символический капитал поведения в поколениях, измеряемый честью, заслугами и благородством всех его членов на протяжении столетий и даже тысячелетий, и никогда - народ. Только у рода историческая память является лично-родовой, а значит не отчужденной. И только род состоит собственно из мужей, а народ всегда из более или менее успешно подражающих мужам пришлых, с не отслеживаемой генеалогией мужиков.

Народ это умственная конструкция, призванная обеспечивать доминирование безродных над родовитыми за счет хамства, упразднения древних родовых прав, экспроприаций и количественной гегемонии. Тополь-приживала этот ваш народ. Кстати, Москву засадили тополями сразу после войны, в начале 1950-х, сразу после создания ООН и появления у окота, прошу прощения, у народа суверенных прав и свобод.

Каждый год на планете появляются новые народы. У нас ведь сейчас осень Нового Времени. И все к хорошо забытому старому идет.
Тамже встретилось:

детвора
- собир., ж., детва́ «пчелиный выводок», укр. дiтва́, дiтво́ра. См. де́ти, дитя́. Образовано скорее от детва́, как мошкара́.


Ребята, детвора, мошкара...
Слово gens имело значение и народ-толпу, поэтому был термин ius gentium - международное право. Кстати, Тит Ливий пишет, что Ромул составил эти первые сто родов из всякого сброда, для чего открыл в городе "убежище" для преступников.
Человек это звучит гордо, а народ - негордо совсем.