Индия

Религиозные мотивы следствия против Курбского

.
"Б.Н.Флоря, кстати, не исключает, что следствие против Курбского могло возникнуть не только по политическим, но и по религиозным мотивам — из-за знакомства князя с последователями Максима Грека, старца Арсения Троицкого"

Вот, кстати, я в этом был убежден всегда - московское царство времен Ивана IV преследовало и кн.Андрея Курбского и Максима Грека по одним и тем же религиозно-политическим мотивам, а критическая позиция самого кн.Андрея очень схожа с критической позицией Максима Грека. А князь, между прочим, за ВКЛ против Московии воевал. Первый власовец и первый "еретик". А церковных последователей Максима XVI века можно сравнить лишь с Новомучениками и Исповедниками 1930-х, ведь и Московия времен Опричнины это, фактически, первое народное государство, РСФСР XVI века, акефальный социум с ампутированной головой, чуть не целиком вырезанной родовой церковной и политической интеллигенцией. Разница тут с нашим временем лишь в том, что первую свою "ВОВ", сиреч Ливонскую войну, отечественный богоносец с треском проиграл. Потом его на столетия закабалили всем миром и как смогли. Но уже в XX веке он освободился и взял реванш сразу и за все.

Вообще, конечно, в православии Курбского мог сомневаться только русский народ-зверь во главе со своим народным опричным зверем-царем. Курбский не только автор большинства военных побед бездарного народного царя Ивана, не только блестящий полководец и государственный муж, но и ортодоксальный православный богослов, и переводчик святых отцов. Он известен многими трудами в поддержку православия, в том числе внутри ВКЛ, в том числе в ущерб своим личным интересам и под угрозой лишения польско-литовских своих поместий. Князь критиковал папу Формоза (за Филиокве) и Лютера. Кроме избранных сочинений Златоуста Курбский перевёл диалог патр. Геннадия, Богословие, Диалектику и др. сочинения Дамаскина , некоторые из сочинений Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого, отрывки из Евсевия и проч. и неустанно пекся о православных монастырях и церковных имениях.

В сущности, Курбский один стоит всего русского народа своей эпохи вместе взятого. Вернее, не он один, но вместе со всеми своими убитыми родственниками и представителями иной родовой русской церковной и политической интеллигенцией Руси стоит значительно больше всего этого народа, как больше своих гонителей стоил до них Максим Грек. Вес Курбского как Рюриковича, честного русского человека, христианина и аристократа, не побоявшегося выступить против зверя, больше на весах Божиих. Такие люди как Курбский и предопределили постепенное возвращение Руси после поражения в Ливонской войне на европейский путь развития, силу и славу возникшей спустя столетие Российской Империи и величие русской культуры и блистательного европейского русского дворянского государства XVIII-XIX веков. А вот народный деспот Иван Грозный предопределил появление фигуры Сталина и его опричного НКВД в XX веке и больше он сам, без упромысленной им в итоге родовой русской аристократии, не сделал для Руси ничего.

Курбский это Власов XVI века, а Грозный это Сталин XVI века - иной философии русской истории и быть не может, это объективно и по всем параметрам именно так - ничто не ново на Руси. А распущенная Грозным Избранная рада, вырезанное боярство и духовенство, это "Пятая колонна" XVI века, т.е. русское культурное сообщество, потомственная интеллигенция, соль русской земли. И она восторжествует вновь после окончания новой (и провальной для народа и его деспота) Ливонской войны.