Индия

Как относиться к вещам советской эпохи?

.
Всевозможным милым самоварам с клеймами советских заводов, утюгам «Росмаш», ситцевым платьицам родственников из 1950-х, новогоднему наконечнеку для елки 1970-х годов в виде красной звезды, забытой в чулане подшивке журнала «Юность», холодильнику «Саратов» с пентаграммой в эмблеме завода?

Все эти ностальгические невинные вещи не представляют никакой опасности только лишь с точки зрения теплохладных современников, людей нашего века. А в христианских обществах эти вещи бы сожгли как предметы, принадлежавшие лютым Божиим врагам, которых могла коснуться их душевная скверна. Человек нашего времени просто не поймет о чем идет речь. Но человек нашего века не образец для подражания ни в одной из современных христианских юрисдикций и конфессий, которые нам известны.
Утюг как соблазн для немощных в смысле 1 Кор 8 - это сильно!
"Советское значит отличное", вспомнился мне рекламный слоган богоборческой эпохи. Но вообще я ничего "от себя" не сказал. В России почти столетие действовала Катакомбная Церковь, первые рукоположения епископов для нелегального служения осуществлялись еще с благословения патр.Тихона и относятся к 1920-му году. Катакомбная Российская Церковь за эти десятилетия выработала определенные бытовые традиции. К ним, в частности, относится традиция не заводить в доме вещей с советской символикой, даже если это просто самовар или чайник. Не любят люди Церкви эти символы, хотя кто-нибудь, наверное, скажет, что это мракобесие.

Я много ездил по России, бывал в разных катакомбных и зарубежных общинах, везде видел такое отношение. Я вообще стараюсь ничего не выдумывать и не писать "от себя". Я пишу о том, что сам и видел, как очевидец.
Мне, зная о моём hobby, очень часто приносят такие предметы. Но я поступаю с ними иначе: я продаю их, ибо устойчивый спрос у аборигенов на всё это есть, а на вырученные средства приобретаю милые моему сердцу вещи и вещицы вековой давности. Впрочем, поступаю я так не всегда: у себя в квартире, в ватер-клозете, я развешал по стенам красные знамёна и вымпелы, прицепил к ним значки со звёздно-серпасто-молоткастой символикой, там де поместил ленинский бюст и сталинский барельеф. Кто-то из моих знакомых, помнится, пытался укорять меня за "вульгарный антикоммунизм", но... каков уж он есть, мой антикоммунизм, таков есть, и ничего с ним не поделаешь.
А я поступил с этим хламом иначе. Туалет это, конечно, хорошо, но недостаточно духовно. В древности храмы первохристиан часто строились на фундаментах языческих капищ, закладывались в эти фундаменты головы языческих "богов" и прочие артефакты лже-культов. Так вот, когда я заливал фундамент своей часовни на берегу пруда, то поместил в раствор все это - советские культовые предметы. Бюстики Ленина, значки, тарелку с "Воином-Освободителем"... Смысл тут в том, что это все ритуально попирается ногами, поскольку находится в нижней части строения.
Да, я помню, читал у Вас об этом. Безусловно, такое решение - наиболее правильное и мудрое, и мне остаётся лишь позавидовать Вам доброй завистью. После того, как в 2009 году сгорел наш летний дом, и в огне пожара погибла наша матушка, я перестал посещать наши загородные владения. Место там прекрасное: большой земельный участок, заросший соснами, но... думаю, Вы поймёте меня. Я, было, хотел даже продать эту землю, да младшая сестрёнка попросила не делать этого: она хочет со временем возродить и дом, и участок, перебраться туда жить... Но я туда не ездил уже восемь лет, и, честно признаюсь, не поеду и впредь.

Возвращаюсь, однако, к совецким символам и предметам. Безусловно, ватер-клозет - это совсем не часовня (мягко говоря), и говорить здесь о "духовности" даже несколько излишне. Но я неспроста поместил все эти "реликвии" именно туда: предметам нечистым - самое место именно там, где сливаются нечистоты. А кроме того, у меня появилась прекрасная возможность наблюдать за реакцией моих посетителей и делать на их счёт соответствующие выводы... Я очень жалею о том, что не забрал в своё время из бывших реставрационных мастерских разбитую мраморную мемориальную доску, посвящённую Емельяну Губельману-Ярославскому - вот её-то я охотно вмуровал бы в пол ватер-клозета, перед самой клозетной чашкой... но кто-то меня, видимо, опередил.

А в прошлом году, летом, совершенно неожиданно для себя, побывал я в импровизированном "музее совецкого быта": знакомый сообщил, что на городском полигоне по уничтожению твёрдых бытовых отходов (проще говоря, на городской свалке) дирекция создала что-то, вроде мини-зоопарка и музея. Мы отправились туда: да, действительно, мини-зоопарк - очень просторный вольер, в котором живут два медведя. Этих животных бывшие их владельцы обрекли на отстрел, но сотрудники службы очистки, вместо того, чтобы убить их, забрали их, построили на территории вольер с бассейном, какими-то брёвнами и берлогой (благо, строительные материалы на свалку поступают бесплатно!) и приютили бедняг. А рядом с этим мини-зверинцем они же создали этот свой "музей забытых вещей": я провёл в нём не меньше часа, и не переставал удивляться тому, до чего же УРОДЛИВЫ были все эти предметы, окружавшие совецкого человека в повседневной жизни!... Ну, и символика: на городском полигоне её оказалось тоже ОЧЕНЬ много, что не может не радовать.

Я уверен, что пройдёт совсем немного времени, и вся эта русско-совецкая материальная культура окажется на свалке: нынешний пик моды на "вещи из ссср" скоро закончится уже потому, что всё это имеет лишь сентиментальную ценность в глазах не слишком-то и большой части совецкого поколения, готовой всё это собирать, хранить и платить за это деньги. Вся, ВСЯ материальная составляющая русско-совецкой культуры - уродлива и недолговечна, а значит, обречена. И, в то время, как жители столицы возмущаются политикой т. н. "реновации", я радуюсь: вот уже и мы с Вами дожили до того времени, когда не только книги "классиков марксизма-ленинизма" понесли в макулатуру и на свалки, но и все эти совецкие "хрущёвки" и "сталинки" пошли под бульдозер. Идёт процесс ОЧИЩЕНИЯ от советчины - пусть медленно, но идёт. И дай Бог, чтобы он не останавливался!