Индия

Манифест о вольности дворянства...

.
...отца и господина нашего Петера Карловича стал поворотной точкой русской истории. В России появились свободные люди, а не только рабы, способные беспрепятственно выезжать за границу, а в Отечестве самим определять свою судьбу. Указ этот потомки мужиков демонизируют, совершенно напрасно. Касался он только мирного времени, в военное дворянская служба была обязательной - если при начале войны российский дворянин находился за границей, он был обязан вернуться в Россию под страхом конфискации землевладений и поступить в регулярные войска.

Современники понимают Манифест Петра III как акт либо экономический, либо социально-политический, но вообще-то он был первым русским государственным антропологическим циркуляром. Де-факто Манифест признавал за российским дворянством как генофондом и основой нации самостоятельную антропологическую ценность, безотносительно гражданской службы или службы в армии. Петр III решительно покончил с остатками азиатской деспотии Московского Царства, с которой не смог справиться даже его великий дед, и утвердил в общественной сфере европейские (римские) начала, основоположником которых был святой император и святой христианский законотворец Юстиниан. САМИ ЛЮДИ, а не только их чины и служба, по сути объявлялись национальным достоянием под защитой государства. Да, рыбам, зверью и птицам, а так же мужикам Указ вольностей не предоставлял, но его Автор не состоял в "Народной Воле" или Greenpeace, а был представителем Ольденбургского дома и Божиим Помазанником.
Да, с этого Акта началась история русского либерализма.
Ну, почти. На самом деле, конечно, история русского либерализма началась на 30 лет ранее Указа. Самому этому Указу Петра III предшествовала длительная внутренняя борьба. Уже с 1730-х годов мемуаристы, сановники и стратеги Империи цитировали Бодена, Гоббса, Гроция и Локка.

Погода стоит чудесная, Сергей Сергеевич, приезжайте погостить к нам за город. Я Вам тут покажу неподалеку одну прекрасную русскую усадьбу как раз времен Третьего Петра.
Ну, конечно, интеллектуальная история, рецепция основных идей начались раньше, тут же созрел их первый настоящий плод.

Спасибо за приглашение, Антон Александрович, буду размышлять :)
Благодарю за публикацию!.. Я ровно о том же говорю коллегам уже лет пятнадцать, можно сказать, "рекламирую" Манифест 18 февраля. Как ни странно, коллеги реагируют вяло, словно бы не понимая фундаментальной значимости этого деяния... В своё время я даже пересчитал дату издания Манифеста по григорианскому стилю (получается 1 марта н. ст.), предложив друзьям праздновать 1 марта ежегодную годовщину. Особенно тем, у кого были дворяне среди предков!

По-моему, особенно хорошо разработал тему Манифеста 18 февраля Леонтович в "Истории либерализма в России" (кстати, глубоко немецкий по стилистике и философской проработке труд - Леонтович написал и издал его по-немецки).