Ученый монах А.Ф. Лосев о платонических воззрениях русского народа

.
«Советская власть держится благодаря платоническим воззрениям русского народа (если только у этого многомиллионного стада баранов есть какое-нибудь мировоззрение), и за объяснениями русской революции нужно идти не к «Капиталу» Маркса и не к речам Ленина, но к «Государству» Платона и к «Политике» Аристотеля. Темная, безликая, миллионноголовая мужицкая гидра смекнула, что советские порядки в каком-то смысле для нее выгодны".

«Рабочие и крестьяне - безобразны, рабы по душе и сознанию, обыденно-скучны, подлы, глупы» «Им свойственен вульгарный пафос мордобития, зависть на все духовное, гениальное и свободное, матерщина, кабак и циничное самодовольство в невежестве и бездействии.» «Рабочие и крестьяне от природы не могут созерцать идей, они должны подчиняться тем, кто умеет их созерцать»


И объяснение феномена государственности рабов, не могущих "от природы созерцать идеи", Лосев начала 1920-х годов безуспешно искал в классической философии и античной теории политики. Что же он искал? Эйдосы СССР он там высматривал, чтобы эту невероятную реальность просто хотя бы описать. Ведь раз такое государство есть, то должно быть и его отражение в мире идей, которые "вечны". Но рабочую модель государства без традиционных элит с культом поклонения вещественному (материи марксистов) следовало, разумеется, искать не в эллинистическом мире - там в политике участвовали только отцы семейств и домовладельцы, хозяева домов, за каждым из которых стояло несколько десятков человек, а в древнерусском язычестве, что он, вероятно, понял лишь к началу 1930-х годов, когда уже это написал. И, наверное, он стал первым русским мыслителем на земле, который осознал русский коммунизм через древнерусское язычество. Осознал с ужасом, потому что уверенность в силе "тысячелетних христианских традиций" русского народа и инерция культуртрегерства были еще сильны - с мыслью о культурной ответственности перед крестьянской массой воспитывались абсолютно все русские начиная с 1860-х годов. В это самое время в Русском Зарубежье ничего так и не понявшие по существу культурные русские христиане вздыхали про "томящийся в большевистской неволе русский народ".

А народ-то как раз от угнетателей-христиан с их ненужным народу "идеализмом" освободился, надолго и всерьез. Народ хотел есть, совокупляться и распространяться по планете. Да и сейчас главный его слоган - "можем повторить".
Да, не совсем ясна эта фраза о "платонических воззрениях"... Но Лосев был не столь уж юн, когда писал эту книгу (1927 г.) - 34 года ему было, а обсуждаемые вставки сделал ещё тремя годами позже, в 37 лет, в возрасте смерти Пушкина.

Думаю, что под "платоническими воззрениями" имеется в виду всё же не эйдология, а именно платоновская политология: мужик увидел во власти б-ков правильное, подходящее ему государство, т.е. тех самых "мудрецов", которые должны управлять гос-вом, по Платону. А между ними и мужиком - воины-чекисты.

Edited at 2017-12-06 03:27 pm (UTC)
1932 год в Отечестве это первый год совершенно без НЭПа ( юридически НЭП был завершен как эпоха только 11 октября 1931 года), это так же исторический конец культурного русского сменовеховства, а в Зарубежье еще и год образования русских фашистских партий от Харбина до Нью-Йорка . Год, в который Ильин страстно хвалил немецкий и итальянский фашизм. Тогда все происходило очень быстро, Сергей Сергеевич. Русские мыслители, набравшись опыта в Европе, уже повсеместно рассматривали вопрос о том, что же делать с восставшими массами в Отечестве в корпоративистском ключе.

С одной стороны эти лосевские слова любому из русских мыслителей того времени показались бы невероятно грубыми, но мне кажется, что он намеренно сгущал. Потому что понял кое-что, чего не понимали мыслители Зарубежья. И это могло быть только и исключительно связано с русской филологией и больше ни с чем. Он что-то важное понял и нашел.
Думаю, эти слова о народе и мужике воспринимались культурным русским мейнстримом как кощунство и измена - Народническому Учению, в русле которого все они так или иначе существовали, а за рамками которого были лишь "ретрограды", "реакционеры" и "мракобесы".
Разумеется. Причем Лосев не мог этого не понимать, ведь и его воспитывали в РИ как миссионера и просветителя - он, кстати, уже с 1914 года, еще не доучившись, начал преподавать.

И вот, понимаете, такой фатализм, такая обреченность, такая грубость по отношению к простонародью не могли быть у него на пустом месте. Думаю, в эти годы он окончательно отходит от идеалов Просвещения по существу, потому что именно в это время ему становится понятен их страшный плод. Русская Революция - результат Русского Просвещения. Были худо-бедно послушными людям, а вот выучили грамоту и превратились совсем в обезьян. И построили обезьянье царство с верховным Орангутангом. Отменили русский язык, ввели упрощенный русский - советский, пригладив, тем не менее, и сделав пригодным для коммуникации масс. Вот и весь про Русское Просвещение сказ.
Позволю себе пару слов:
Русская Революция - результат Русского Просвещения. Именно. А то некоторые всё сваливают на агло-рептилойдов, а на самом деле сами русские либералы и виноваты.
Дело в том, что чисто механически, либерализм не работает без пропорционального либералам количества консерваторов. Либерал, как бы ведёт массы к свободе, а консерватор приведённые массы учит быть свободными по правилам. Цивилизация ведь и стоит на том, что достойные люди добровольно и для всеобщего блага, опутывают себя цепями правил, которые и делают из нас людей, а не зверей, следующих лишь своим примитивным инстинктам.