Про обряд приведения к присяге у восточных славян

Из фейсбука прилетело: "У В.Карпеца было такое объяснение "клятвы-роты" в др.Руси. Дальше - невыговариваемое"

Выговариваемое. "Рота" на старославянском это "присяга". В летописях выражение "присягать", "принести присягу" передается так: "ходити (заходити) роте ", "водити роте", "внити в Р.".

Это у христианизированных городских слоев, а что же у параллельных им деревенских-языческих? Про древних язычников мы не знаем наверняка, а вот новые малокультурные сограждане уверяют нас в своей предельной искренности почему-то словами "***** меня в рот". Откуда-то да взялась у них эта странная языковая норма. Может быть, 1100-700 лет назад их языческих предков в деревнях приводили к присяге именно так и это часть их настоящей идентичности? Наиболее архаичные из них и сейчас именно таким образом приводят слабейших к присяге себе самим в местах лишения свободы, в казармах и подворотнях моногородов, на селе, в детских лагерях, да и просто в поле. Седой этно-религиозный обычай, отличительная черта, часть родовой восточнославянской памяти?
Давно так не смеялся. Есть хорошая книга про эту самую "роту" у Михаила Серякова. Там множество источников рассмотрено и целый корпус фактов. У "роты"- индоевропейские параллели. Это не просто "присягать". По всей видимости, исходно, это миропорядок, космический закон. А не "мужики" которые присягали путем сексуальных извращений.


«К индоевропейскому состоянию может быть отнесено очень важное понятие – „порядок“. Оно представлено ведийским rta, иранским arta (авест. asa – результат обособленного фонетического развития). Таково исходное представление правового, а также религиозного и нравственного сознания индоевропейцев: „порядок“, которому подчинены как устройство мира, движение светил, смена времен года и течение лет, так и отношения между богами и людьми и, наконец, сами человеческие отношения. Все, что касается человека или мира, находится во власти „Порядка“. Таким образом, это – религиозная и нравственная основа всего общества; без этого принципа все возвратилось бы к хаосу.

Важность данного понятия подчеркнута большим числом образованных от него лексических форм. Тщетно было бы стараться перечислить подробно все производные санскритского и иранского rta и arta, обнаруживаемые в общем лексиконе и ономастике. Индоиранская древность термина подкрепляется к тому же морфологическими архаизмами: на санскрите „верный rta, нравственно совершенный“ передано через rta-Van, в женском роде rta-Vari; то же в иранском – artavan, artavari. (…)

Более того, в Авесте данное понятие персонифицировано: здесь обнаруживается некое божество Арта. Посредством суффикса абстрактных имен на – tu– в индоиранском образована основа (вед. rtu, авест. ratu), обозначающая порядок, особенно применительно ко временам года, календарным периодам, но также – правило, норму в широком смысле."


Да, это все общеизвестно. Просто в космогонии древнеславянских племен всякий манифестированный порядок это член, пронзающий тьму хаоса. Все древнеславянские боги это боги-члены, оплодотворящие мир, начиная с Ярила.

Edited at 2017-12-08 12:54 pm (UTC)
Вы "подгоняете" под свои личные симпатии-антипатии.
"Просто 1100-700 лет назад приводили к присяге их предков именно так"
Следует ли из этого считать, что и гридней "приводили к присяге именно так"?
Или у мужиков с родовой памятью лучше чем у благородных?=)
"Просто в космогонии древнеславянских племен всякий манифестированный порядок это член, пронзающий тьму хаоса. "
Не только древнеславянских, общеиндоевропейская архаика-брак Неба и Земли.

"Все древнеславянские боги это боги-члены, оплодотворящие мир, начиная с Ярила."
Функции славянских Богов не сводятся к "оплодотворению мира".
Однако изображались они в виде фаллосов, что говорит о том, что это их свойство - заглавное.
Вам знаком Збручевский идол? Изображались они по-разному, чуры (идолы) антропоморфные изображения.

Фаллоцентризм свойственен культу Ярилы-"божеству умирающей и воскресающий природы."Т.е. ничего удивительного и опять же общеиндоевропейская компонента.
>>>Однако изображались они в виде фаллосов, что говорит о том, что это их свойство - заглавное

"И вот, руководствуясь этими знаниями, попробуйте как-то иначе, нежели чем я сам, ответить на вопрос об этимологии устойчивой языковой нормы "***** меня в рот". Что это, на Ваш взгляд, такое и откуда в принципе подобная норма могла произойти? "***** меня в рот" как выражение присяги на предельную искренность? Предложите сами свое объяснение, отличное от моего, я его с удовольствием выслушаю."
С Вашего позволения, то воздержусь от фантастических предположений и фантазий сексуального характера=)
Т.е. просто нечего сказать. Вот и хорошо. Тогда и с опровержениями моего предположения помолчите, ибо Ваши опровежения еще менее убедительны. Я выдвинул гипотезу, основанную на наших знаниях о содержании и генезисе религии древних славян. И она вполне интеллектуально честная, учитывая этих верований характер.
Бремя убедительных док-в лежит на Вас. Логика-с.

"основанную на наших знаниях о содержании и генезисе религии древних славян"
Основанную на _ваших_ знаниях. А научные знания говорят о том, что фаллические символы, божества плодородия и т.д. и т .п. были не только у славян. Славянские Божества антропоморфны. ".... врот" из "роты" не выводится, это что-то новое в лингвистике.

В принципе, пожалуй, действительно закончим, дальше будет только ругань.

Правда, уважаемый коллега, я с Вами тоже хотел поделиться( по секрету) одной гипотезой...

Суть моей гипотезы состоит в следующем. Что европейский средневековый оммаж-фуа, подразумевающий поцелуй в губы между сеньором и вассалом, намекает на дальнейший гомосексуальный характер их отношений.
Вот как будет по-французски "рот"?-goulot.
А как будет "глубокая глотка"? gorge profonde
Сами делайте выводы.
Низовая народная культура, видимо, всегда и везде непристойна, привязана к физиологическим отправлениям. Вопрос в том, насколько удалось подавить/сублимировать ее в той или иной культуре. Это тема для сравнительной этнографии. Но есть уникальная тема для пост-России: уничтожение верха как такового. И вот мы видим, что происходит в результате: все тонет в отправлениях низа. Представляется, что наш случай столь выражен, скорее, по второй причине, хотя есть и веские основания считать, что и до уничтожения верха и формирования народного гос-ва нового типа низ тут был качественно хуже, чем низ в более культурных странах Европы. Это особая порочность вост. славян или неблагоприятные исторические условия, помешавшие аккультурации? Тема для исследования.
"Да, я не принадлежу к РПЦ МП, крещен в греческой церкви и считаю историю христианской России законченной в 1917 году, а "катакомбник" в наши времена слово странное и двусмысленное. Никогда себя "катакомбником" я не именовал."
Истинно православные христиане-катакомбники, которые не приняли "сергиянства" и прочее. Не уверен в корректности и в вашей самоидентификации, обидеть не хотел, просто применительно к вам -встречал термин "катакомбники" . Сиверс есть такой, в ЖЖ блогер был еще довольно известный Федор (забыл фамилию) и т.д. Как понимаю, с вышепомянутыми вАми религиозные и вообще взгляды схожи. Просто уточнял.
Мой взгляд на славян-язычников как на крайне распущенных и аморальных существ точно соответствует как записям их современников, христианских хронистов, так и всей классической русской литературной традиция и историографии XIX века. Никакого отношения это к сергианству и ИПЦ не имеет.
"современников, христианских хронистов,"
Ну это как раз понятно и не нуждается в объяснениях. Это примерно как взгляд на "белогвардейскую контру" у большевичков. Или христианство изучать по газетке "Безбожник".
Очень объективно, очень.

"всей классической русской литературной традиция и историографии XIX века."
Они прямо таки язычников застали? Или нравственность прививали этому полуязыческому мужичью?
Читал не так давно Тарасова "Россия крепостная", так там все больше про гаремы из крепостных девок.

Никакого отношения это к сергианству и ИПЦ не имеет.