Индия

Некоторые связывают коммуникативную революцию...

.
...эпохи Интернета с революцией изобретения письменной речи. Это в корне неверная идея. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в монархической Франции XVIII века, причем его носители отличались такой высочайшей культурой изложения мысли, что Homo Novus 21 века не понимают сейчас даже адаптированных переводов этого корпуса документов эпохи. Однако тогда в принципе невозможна была ситуация комментирования чей-либо (даже изданной) серьезной переписки людьми третьего сословия.

Эпоха Интернета в этом смысле действительно революционна, однако только одним - эпистолярные дискуссии немногочисленного и относительно культурного слоя комментируют электронные роботы и электронная чернь.
Эпистолярные дискуссии XVIII века были принципиально закрытыми.
Это не так. По согласию сторон частная переписка двух лиц довольно часто соответствующим образом литературно оформлялась и отдавалась в печать. Именно так, как считается, возникли «Любовная переписка дворянина и его сестры» Афры Бен, «Персидские письма» Шарля Луи де Монтескьё и «Страдания юного Вертера» Гёте.

Проблема с интернетом, как и, скажем, с общественной нравственностью в парках в 20-ом-21-ом веках, состоит в том, что мы постоянно и там и там встречаем лиц, пересечение с которыми в традиционном обществе было бы просто физически невозможно. Дав образование массам неблагонамеренных лиц и разрешив им гулять в парках культурные люди поставили себя в сомнительное положение.
Во-первых, все-таки надо считать от XVII века, от Севинье и Лафайет. "Персидские письма", "Опасные связи" это уже литература, использование конвенций эпистолярного жанра эпохи классицизма.

Интернет - это не парки, всё-таки. Это среда, медиа, сама по себе нейтральная.

Никаких "культурных" людей (с единой волей, которые кому-то что-то "давали") никогда не было, распространение грамотности так же естественно как распространение анестезии или электричества. Существуют исключительно классы с их чисто меркантильными интересами.
Ну, конечно, социальная реформа 1861-ого года и политика министерства просвещения РИ подобны распространению электричества, а К.П.Победоносцев, успешно сопротивлявшийся секулярному образованию до самого конца своей карьеры, это просто природная аномалия.

Нет, именно что сознательно "дали", причем на свою беду.
Ну почему аномалия? Это называется "реакция", истерическая реакция правящих классов на социал-демократическое движение. Что такого аномального?

Не было какого-то субъекта, который что-то кому-то давал.
Высочайший Манифест от 19 февраля подписывался, вероятно, "не субъектом"?
Да любой монарх всегда опирается на какие-то группировки в элите и проводит политику, имеющую классовый характер. Поэтому крестьянская реформа и была до такой степени "мягкой" (в сравнении, я не знаю, с отменой крепостного права в Австрийской империи)
Этот вопрос не имеет смысла, как и вопрос - является ли Госдума РФ или Путин или путинские олигархи "субъектом"
Коммуникативная революция - это не улучшение качества текстов, а упрощение их распространения.
Скорее, это вовлечение в написание и обсуждение текстов и идей широкие массы населения, которые к этому процессу Богом явно не предназначены. Вместе с упрощением распространения идей и сами по себе идеи упрощаются и вульгаризируются.

Вчерашние дворовые хулиганы сегодня рассуждают о геополитике, философии, истории Церкви и России и тайне Пресвятой Троицы. Причем с тем же нехитрым словарным запасом и с теми же интонациями, что и в те времена, когда они во дворе у детворы выгребали из карманов мелочь на завтраки и отбирали мобильники. Они появляются в профильных сообществах и смеют в духе подзаборной шпаны "компетентно" рассуждать о персоналиях участников дискуссий, считая себя если и не полноправными хозяевами дискурса, то, во всяком случае, полномочными судьями. Все это им позволили законы т.н. "массового общества" и новые формы коммуникаций. Люди, которые в нормальных обстоятельствах традиционного миропорядка просто никогда бы не были частью нашей жизни в нее вторгаются стремительно и неумолимо. Это и есть торжество "великого Хама" по Мережковскому или Померанцу, сокрушение традиционного коммуникативного поля, конец культуры.
которые к этому процессу Богом явно не предназначены
Ничто не происходит без позволения Бога. Для чего-то он это попустил.

Что же до рассуждения "шпаны" в интеренте, эти рассуждения так и останутся в виртуальном пространстве, в реальности эти люди не имеют влияния.
В реальности эти люди тоже представлены - банкиры, предприниматели, военные, губернаторы. Разговаривающие матом когда возможно и имеющие этику дворовой шпаны.