Индия

Сценарий для синематографа

.
Группа патриотично настроенных топ-менеджеров с Уралвагонзавода после лютой русской попойки в Куршавеле, с разбиванием стекол в окрестных ресторанах, метанием шаров для боулинга в машины недовольных шумом "лягушатников" и "бошей" и коллективным пением гимна СССР в бассейне с шампанским неожиданно попадает наутро, проснувшись, на Красную Площадь Москвы, в 1985-ой год. Пестро одетой группе из пятнадцати человек со странными документами немедленно, разумеется, скручивают руки оперативники 5-ого Управления КГБ. Затем КПЗ, долгое следствие, безумные с т.з. допрашивающих личные истории и судмедэкспертизы на вменяемость. Психиатры чешут головы - здоровы все. Пока суть да дело некоторые члены группы осваиваются и начинают предсказывать - смерть Андропова и приход Горбачева, например. Все их предсказания сбывается прямо на глазах. Власти подключают физиков, те находят какую-то там темпорально-пространственную аномалию, через которую группа теоретически могла попасть из будущего в прошлое. И будущее в изложениях членов группы власти не радует, они вдруг понимают, что через пять лет наступит конец. Вместо "перестройки и гласности" Политбюро санкционирует массовые аресты интеллигенции и диссидентов, правых уклонистов в Партии и т.д.

Но что им делать с уралвагонзаводовскими топ-менеджерами? Власть организует закрытый процесс. На нем их осуждают за незаконную предпринимательскую деятельность и хищения в особо крупных размерах к расстрелу - в трудовые коллективы или на зону их ведь не отпустишь, знают слишком много о потенциальном опасном будущем. Перед расстрелом необычным заключенным по личному распоряжению Горбачева передают ящик "Столичной" за сотрудничество со следствием. Глава группы, обращаясь к своим, патетически произносит: "Мы умрем, но главная геополитическая катастрофа ХХ века будет предотвращена!" И благодарная за "Столичную" Партии и Правительству группа, нетрезвой походкой под конвоем добравшись до расстрельной стены, поет у нее в пьяных соплях снова гимн СССР. Занавес, титры на экране: "Они погибли за Родину". В зале громогласный смех) Кто бы взялся снять такое кино-демотиватор, ммм? Если желающие найдутся я могу расписать сценарий подробнее)
Расстрельной стены в то время не было, вообще-то.
Исполняли либо в лесу на краю могилы в затылок,
либо в помещении выстрелом за ухо. На этот счёт
таки есть мемуары участников приведения приговора.
Хорошо, тогда пусть они поют в лесу на краю могилы. Так даже лучше. В лесу хорошо. Я и сам почти в лесу теперь живу.
Ой, да чушь всё это. Ведь не диссиденты добились, а сами коммунисты перестройку для своих целей устроили. Для своих целей, чтоб должность на собственность поменять - так не отберут, так надёжней. И потом, топ-менеджеры первым делом должны были рассказать про китайский вариант: реформы в экономике под руководством КПК, экономические свободы наперёд политических. Ну и ещё просто преступные ошибки были бы исправлены: антиалкогольная компания, власть советам, прочие...
И не диссиденты сами по себе, и не правые уклонисты в партии вроде Яковлева сами по себе не могут присвоить себе честь свершений 1991 года - это был сложный процесс, в котором синергично действовали многие силы, и объективно экономические прежде всего, многолетнее падение цен на нефть.

Но я в этом кратком сценарии хотел сказать совсем о другом. Моя цель - ткнуть мордой в СССР тех, кто говорит, что его развал был геополитической катастрофой. Тех, кто устроился при нынешнем порядке, черпает от его благ, но верещит о "предательстве 1991 года". 100% нынешних патриотов просто шлепнули бы в подвале в 1985 году. Включая, кстати, даже каких-нибудь зюгановцев, потому что и Зюгагов с точки зрения реальности 1980-х годов является правым уклонистом, принимает участие в работе буржуазного парламента и голосует за решения, за которые никогда не мог бы проголосовать правоверный коммунист.
Большинство людей, лелеющих память об СССР (это и я тоже) не собираются его возвращать. Для б-ва нормально устроенных людей СССР - это как ...Древний Рим, Версаль Людовика, пушкинская эпоха и т.д. Полагаю, что все девочки, любящие играть в средневековых принцесс, отдают себе отчёт, что в 1450-м каком-то году их бы сожгли на костре за школьное знание физики. С СССР то же самое - он нравится, как культурно-эстетическая парадигма. Во всяком случае б-ву моих подписчиков.
Все лелеющие лелеют РАЗНОЕ. Скажем, в 50-70 годах в СССР культивировались 20-е годы, возврат к "ленинскому наследию" (после ХХ съезда), романтика времен Военного коммунизма - например, фильмы "Неуловимые мстители" или "Белое солнце пустыни" именно об этом. Сейчас никому, даже самым суровым из лелеющих, и в голову не приходит вспоминать хорошо эпоху Военного Коммунизма и, в общем, 1930-е годы. Сейчас лелеют в лучшем случае послевоенные 50-60-е, эпоху надежд, физиков-лириков, космос и звезды. А в худшем (и наиболее массовом) случае лелеют 70-е, сытый "застой", стабильную советскую буржуазность и т.д.

Но я писал здесь вообще не об этом, Зина... Те люди, о которых говорю здесь я, и которые, с моей точки зрения, представляют для страны серьезную опасность, лелеят не время вообще, не те или иные советские свершения, советскую культуру, советские качество жизни или ее обстоятельства. Они лелеят другое - народность.

В 90-00 годы начался интересный процесс, возрождение (очень слабое и неуверенное) сословной сегрегации. Идет процесс обособления социальных страт, люди все больше обращают внимание на происхождение своих родителей, своих будущих спутников жизни. Появляются попытки реанимации чиновных, купеческих, промышленных, интеллигентских и даже крестьяно-фермерских династий. Меня регулярно на мероприятия, посвященные этим процессам, приглашают, я пишу о том что вижу.

Так вот - людям, положение которых в этом обществе не соответствует положению их родителей, а так же бабушек и дедушек (скажем, полит.управленцы высшего звена из семьи рабочих, крупные бизнесмены из колхозников, маститые публицисты из лицедейской провинциальной семьи и т.д) все эти процессы обособления социальных страт, нормальные для Европы и дореволюционной России, очень не нравятся. Они хотели бы повернуть их вспять поскольку видят в них угрозу своему настоящему благополучию. Я не буду называть здесь фамилий, но, поверьте, я мог бы привести немало примеров. Эти люди, во-первых, солидарно выступают против интеллигенции, именуя ее "пятой колонной", "национал-предателями" и т.д. Во-вторых, в вопросе самоидентификации для них важен сначала этнос, и только затем профессия/социальная страта, в то время как у всех нормальных людей строго наоборот - сначала я сын своих родителей, муж своей жене и отец своим детям, затем я журналист/токарь/предприниматель/фермер, и только затем уж я русский журналист/токарь/предприниматель/фермер. Те, у кого "русский" на первом месте, обычно конфликтуют со своей собственной социальной средой и используют этническую самоидентификацию как оружие в этом конфликте. Это очень важно понимать - культурным процессам обособления и сословной специализации противостоят советские народники, проигрывающие в конкурентной борьбе и желающие опереться на "народ", вернуть советский генеалогический эгалитаризм. Я бы сформулировал это просто - гопники против людей.
Знаете, гопники - они против всех - и против "пятой колонны", и против патриотов. Им всё равно, ЧЕЙ Крым - они за шашлык, пиво и свой любимый секс. Они не за Путина и не за СССР. Они - против любого человека, который от них отличается, а уж какую он носит майку - с серпо-молотом, свастикой или надписью "Крымнаш" - им всё равно. Гопота обрушит топор на любую голову.
Я думаю, дело обстоит немножечко сложнее, Зина. Безусловно, они все за Путина, серп и молот, равно как за шашлык, пиво и секс - это даже не обсуждается, они патриоты все и любовь к пиву, сексу и шашлыку не противоречит любви к Путину.

Другое дело, что гопники все-таки представляют собой самый нижний сегмент патриотического фронта. Если другие готовы терпеть рядом с Путиным, скажем, Кудрина, то откровенные гопники - нет. Им важен только хардкор.

"Путин" ведь многомерен, он сложнее схематических представлений о нем. Ради сиюминутной выгоды он готов терпеть рядом с собой интеллигенцию. Для гопников же важен просто пахан, лицо народа, они мысленно редуцируют Путина до какого-нибудь матроса Железняка. Поэтому они за Путина, но Путина абсолютно народного, без всякой враждебной им примеси, как то так.
Мммм... Я просто видела и слышала, как шашлыко-сексовцы (дамы из торговли и их сыновья-менеджеры) кляли Крым и требовали хамона от Путина. Сексуны ЗА пока есть хрючево и пиво.
Вы увидели что-то удивительное и маргинальное. Большая часть нашего народа никогда не пробовала хамон даже когда он был на прилавках в изобилии. А если бы и попробовала, то, боюсь, он бы им не понравился. Во всяком случае рокфор (сыр с плесенью) эти люди откровенно презирают и считают, что это "сыр для геев") Я именно такое утверждение несколько раз встречал.
Я под хамоном подразумеваю "жратву, запрещённую санкциями". Как только похотливым бабёшкам запретили турцию, они тут же встали в позу "яяяяя - оппозицияяяяя!" И понеслась звезда по кочкам. И на Немцов-мост, и читать инстаграмм Ксюши Собчак. Гопники не могут быть патриотами - они любят власть, пока у них не закрывается холодильник от колбас и сыров. Эти и СССР слили за право жевать жвачку.
Сравнивать Турцию с хамоном все же не совсем корректно, Зина. Турция вместе с Египтом это низший сегмент туристического рынка, "отдых для народа". А хамон относится к высшему сегменту рынка продовольственного, "еда для элиты". Поэтому, конечно, запрет хамона не мог вызывать никаких статистически значимых проявлений народного недовольства, а вот запрет Турции и Египта по простонародью ударил больно. Но и это они Путину прощают, согласившись в итоге переориентироваться на внутренний туризм.

Я ни за что не смогу поверить в существование гопников (как статистически значимого явления), которые ходят выражать соболезнование на Немцов-мост. Я, разумеется, верю Вам, но, повторюсь, Вы увидели нечто редкое и маргинальное, а не типичный репрезентативный срез.
Возможно, мы по-разному понимаем термин "гопники" - для меня гламурные иудейки Собчак и Божена Рынска - гопота, например. Причём, подвально-ПТУшная.
Тогда, Зина, Вы ненормативно используете это слово. Нормативно же гопники это те, кто отжимает телефоны и мелочь из карманов школьников, промышляет другим мелким разбоем. Женщины же гопницы демонстрирует вульгарность и дурновкусие не уровня дурновкусия буржуазного (как Собчак и Рынска), но гораздо более низкого чем даже буржуазный, т.е. дурновкусия колхозно-простонародного.
Собчка и Рынска в переводе на язык начала 20 века - купчихи Второй гильдии (купчихи Первой уже нередко одевались почти как дамы из высшего общества).
А по-моему они просто демимонденки-содержанки, "этуали" - это если максимально корректно :)
Ну и, тем не менее, в некотором смысле этот неформальный статус даже более высокий, чем положение матушки купца второй гильдии. Все-таки с приличными людьми есть возможность пообщаться, поговорить о том о сем)
Ну, вот видите - для Вас они почти люди-сапиенсы, а для меня - подворотня, воняющая чёрт знает чем. Вообще, я сноб ещё тот - любителей СССР, которые любят оный за бесплатное хрючево да "уверенность в завтрашнем дне" - могу и забанить от горечи сердечной. Только - Космос, горние дали, высшие смыслы. Ужасный я человек...
Я очень не люблю тусовщиц, но таковые, к сожалению, встречались и среди дам гораздо более культурных чем Собчак и Рынска, дам почти света из прежних эпох. Да, я разделяю Ваш насчет них пессимизм, конечно, Зина.
"Тех, кто устроился при нынешнем порядке, черпает от его благ, но верещит о "предательстве 1991 года"."

Ну так и я так. Из смены общественного строя (что конечно правильно) вовсе не следовало в обязательном порядке распада страны. Вот где предательство.
Из смены общественной формации прежде всего следовала необходимость юридического осуждения того, что было отброшено, подведение итогов. Суд над Коммунизмом в самом центре Москвы, затем, по его итогам, реституция и люстрация. Россия же матушка захотела и рыбку съесть и в море покататься - и прильнуть к благам свободного общества и не осуждать самих себя, своих дедов и отцов, за общество несвободное. А ведь что не осуждено - может вернуться вновь. Поэтому я лично очень хорошо понимаю руководителей советских республик в 1991 году и даже раньше, скажем, республик Прибалтики.

Вот государства Прибалтики на самом деле хороший пример. Вдумайтесь, пришло бы в голову населению трех остзейских губерний Российской империи в 19 веке отделяться от России? Разумеется, нет. Зачем им это если в столице Российской Империи ИХ ВЛАСТЬ? Если сами остзейцы занимают в РИ привилегированное положение? Если фактически из выходцев из этих губерний состоят наиболее элитные и дееспособные сегменты руководства РИ?

Когда же на место Гольштейн-Готторпов стали сажать кухаркиных сынов - неважно, русских, грузинских или малороссийских, то и интереса быть частью такой страны у них не осталось никакого.

Нации сами решают - быть частью Империи или нет. "Завоевать" кого-нибудь силой можно, но это, как и всякое вынужденное совместное общежитие, не будет союзом долговременным. Нации в необходимости совместного общежития необходимо ЗАИНТЕРЕСОВЫВАТЬ. А как РФ заинтересовывала республики бывшего СССР для дела большей интеграции их в рамках СНГ? Не осуждая коммунизм сделать это было невозможно. РФ, наоборот, культивировала советское прошлое и, в своей работе с русскими зарубежом, опиралась на советскую ностальгию, чем тревожила представителей местных национальных элит.

Так что тут или крестик или трусы. Или ПОЛНЫЙ разрыв с советским прошлым, причем именно юридическим путем, или никакой вам Империи.
Да что вы такое говорите, кто были латышские стрелки - ведь русским охрану Кремля не доверили! Это я на эмоции, а основательно я посля подумав возражу.
Латышские отстейские стрелки, но не латышские остзейские офицеры) Да, латышские стрелки - наиболее боеспособные формирования Красной Армии, точно так же как остейзские бароны - наиболее боеспособные командиры Белой Армии (одного Унгерна вспомнить! Не говоря уж о Врангеле и других))) В остейзских губерниях вообще все было наилучшее - и элиты, и народ.

А как именно большевикам удалось распропагандировать остейзское простонародье - отдельный вопрос. Но для нас здесь и сейчас важно то, что все-таки распропагандировать им удалось МЕНЬШУЮ ЧАСТЬ простонародья остзейских губерний, в противном случае эти губернии уже в 1918-1922 стали бы частью СССР.
Всё-таки остзейцы-господа - отдельно, а латыши и эсты - мужики - отдельно :) Мужики-то господ потом сократили и не думают их сегодня реституировать - вопрос закрыт. Поэтому параллель "остзейские губернии в составе РИ" и "Прибалтика в составе СССР" - вызывает некоторое сомнение - разве что с понижающей советской поправкой... А распропагандировали - на ненависти к господам.

Edited at 2016-03-19 01:25 pm (UTC)
Ну, я к тому, что аргумент про "латышских стрелков", коль скоро они в своей родной Латвии не смогли даже установить Советскую Власть, не аргумент вовсе - в целом простонародье бывших остзейских губерний последовало за своими элитами, в отличии от простонародья русского. Да, буржуазные республики это плохо, но все же лучше, чем советские.
Да, сыграл роль местный национализм, оказавшийся сильнее большевизма. Думаю, что наличие немецкого слоя как исторического объединяющего "врага" имело тут значение, плюс более высокий культурный уровень местного простонародья по сравнению с русским. Там были и другие факторы, включая германский, местный белый и антантовский, почему "большевизм не прошёл". Но я совершенно согласен с тем, что в то время как существовала фундаментальная причина нахождения этих губерний в РИ (помимо чисто формальной - их получения от Швеции и Польши), ничего подобного не существовало в СССР, нахождение в составе которого внешне диктовалось коммунистической идеологией, а по сути лишь военной силой.