Hemos pasado (anton_grigoriev) wrote,
Hemos pasado
anton_grigoriev

Categories:

Великопостные мысли

.
Преп.Иоанн Дамаскин, описывая простоту божественной природы и сложность тварной, в слове "О сложной природе против акефалов" пишет:

"Одна сложная природа возникает из разных природ, когда при соединении природ получается нечто иное помимо соединившихся природ. И получающееся не есть и не называется в собственном смысле ни тем, ни этим, но другим. Например, из четырех стихий, то есть огня, воздуха, воды и земли составляется тело соединением и сорастворением всех четырех, и получающееся тело не есть и не называется ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля, но из них нечто иное помимо них. Подобно и от лошади и осла рождается мул, и он не есть ни лошадь, ни осел, и не называется так, но есть нечто иное помимо них"



Итак, природа Бога проста, Бог так же неизменен. Природа твари сложна и тварь изменчива. Вместе лошадь и осел рождают третье, мула. У животных, как учит нас Предание, тоже есть душа, смертная. Человек это тоже тварь, но с душой бессмертной.

При этом современная наука говорит нам о том, что разум дельфина не уступает разуму семилетнего ребенка, довольно разумны и высшие приматы. Кроме разума у них есть и чувства, эмоции, и дельфин действительно может поспорить в дружелюбии, а так же целой гамме других чувств и разуме с семилетней девочкой. Различие между дельфином и человеком согласно Преданию одно - душа животного смертна, а человеческая бессмертна.

От Предания нам известно и то, что естество человека повреждено грехопадением, а так же что это повреждение у всех проявляет себя в разной мере. Кто-то, пусть и великим усердием, совлекает с себя Ветхого Адама и рождается для Христа, кто-то с рождения проводит время в скотском житии и умирает без покаяния. Предание не жалеет для последних эпитетов, уподобляющих человека животному. Многочисленные и в Писании и в творениях св.отцов сравнения человека с животным не случайны, ибо человек и есть по плоти своей и низменным позывам души животное, а человеком его делает только памятование о Рае, смиренные попытки уподобить себя святым и Христу, Образ и Подобие.

То есть человек, будучи сложен по своей природе и имея много общего с животным, вынужден удостоверять свое человечество через уподобление Божеству и сохранение в себе незамутненного Образа Божиего. Человечество для христианского Предания это не то же самое, что для современной антропологии, которая назовет человеком все, что обладает человеческими генами. Человек в христианской перспективе это смиренный и спасаемый, а не отвергший Бога, Образ и Подобие злой и гордый, какие бы у него не обнаружились гены. Последнего в лучшем случае в христианской традиции принято именовать "ветхим человеком", а в худшем просто "скотом". И вернуть его из скотского состояние в человеческое просто не всегда людям возможно, хотя Богу возможно все.

Я повторил здесь эти азбучные истины из Катехизиса для того, чтобы объяснить почему одних именуют мужьями благими и праведными, а других в лучшем случае мужиками, а чаще "псами" и "скотами". Внешнее человекоподобие это еще не то, что делает человека человеком. Удостоверять свое человечество необходимо жизнью в согласии с совестью и естественным законом, написанном в душе даже иноверцев и язычников, и это самый минимум того, что делает нас людьми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments