Индия

Святые "рабовладельцы" и не святые рабы

.
Современники ужасаются всякому рабству, но почти не различают рабство языческое и систему социальной зависимости в рамках христианской цивилизации, а так же не понимают многих иных элементов социальной организации традиционного общества. Меж тем в христианских святцах присутствует целый сонм святых "рабовладельцев" начиная со святого равноапостольного Константина Великого (в России - со святых равноапостольных Ольги и Владимира Крестителя), но совсем практически нет святых рабов. Если брать только русские Великие Четьи-Минеи, то преобладание святых "рабовладельцев" над святыми рабами в них столь велико, что составляет пропорцию 50:0 (монахи из святцев рабами не являлись). Святая Русь это Собор святых князей-"рабовладельцев" и святых монахов, практически никого кроме них в русских месяцесловах нет. Некоторые из святых "рабовладельцев" после своего обращения или в честь каких-то значимых событий часть своих рабов отпускали, но ни один из них не отпустил всех и каждый, если не принимал постриг в конце жизни, оставался "рабовладельцем" до гроба. А вот святых рабов в русских святцах нет совсем. Почему?

Вероятно, это означает, что рабство дурно не только для земной жизни в него обращенных, но и практически несовместимо со спасением души. А вот рабовладение не так для души опасно, как об этом принято в наше время говорить. Нет, я не против принять обратную точку зрения, если мне покажут, что насчет святцев я заблуждаюсь. А вот если в святцах все обстоит именно так, как я и пишу, то другой вывод и невозможен, и придется его признать, как бы он не был тяжек для людей нашего свободолюбивого времени.

В христианских святцах всех православных государств есть святые рабы, очень немного. Соотношение "рабовладельцев" и рабов более чем 100:1, причем большинство из немногих святых рабов были рабами язычников, а не рабами христиан - подробность, важная для понимания того, о чем я пишу.
Интересен пример св. Андрея Юродивого. Он был славянином -язычником, обращённым хозяином в Православие и обученный им знанием Священного писания. Правда, когда св. Андрей принял на себя подвиг юродства хозяин его выгнал из дома.
Показателен, конечно. Св.Писанию учили не всяких языческих рабов, а лишь тех, кто имел от природы таланты и быстро очеловечивался, показывая тем самым свое избранничество, о котором и говорит Св.Писание (Мф.20:16). Ну а подвиг юродства и домашняя жизнь слабо совместимы, конечно. К сожалению, житие св.Андрея подвергалось множеству позднейших редакций и сложно сейчас понять - было ли это "изгнанием" или обоюдным решением. Раба ведь нельзя было просто так "изгнать", без вольного отпущения его ждала бы темница как беглого раба, т.е. скорее всего Феогност сам сделал его свободным и отпустил творить свой аскетический подвиг в мир, но это лишь предположение, конечно.