Индия

Манифест о вольности дворянства...

.
...отца и господина нашего Петера Карловича стал поворотной точкой русской истории. В России появились свободные люди, а не только рабы, способные беспрепятственно выезжать за границу, а в Отечестве самим определять свою судьбу. Указ этот потомки мужиков демонизируют, совершенно напрасно. Касался он только мирного времени, в военное дворянская служба была обязательной - если при начале войны российский дворянин находился за границей, он был обязан вернуться в Россию под страхом конфискации землевладений и поступить в регулярные войска.

Современники понимают Манифест Петра III как акт либо экономический, либо социально-политический, но вообще-то он был первым русским государственным антропологическим циркуляром. Де-факто Манифест признавал за российским дворянством как генофондом и основой нации самостоятельную антропологическую ценность, безотносительно гражданской службы или службы в армии. Петр III решительно покончил с остатками азиатской деспотии Московского Царства, с которой не смог справиться даже его великий дед, и утвердил в общественной сфере европейские (римские) начала, основоположником которых был святой император и святой христианский законотворец Юстиниан. САМИ ЛЮДИ, а не только их чины и служба, по сути объявлялись национальным достоянием под защитой государства. Да, рыбам, зверью и птицам, а так же мужикам Указ вольностей не предоставлял, но его Автор не состоял в "Народной Воле" или Greenpeace, а был представителем Ольденбургского дома и Божиим Помазанником.
Благодарю за публикацию!.. Я ровно о том же говорю коллегам уже лет пятнадцать, можно сказать, "рекламирую" Манифест 18 февраля. Как ни странно, коллеги реагируют вяло, словно бы не понимая фундаментальной значимости этого деяния... В своё время я даже пересчитал дату издания Манифеста по григорианскому стилю (получается 1 марта н. ст.), предложив друзьям праздновать 1 марта ежегодную годовщину. Особенно тем, у кого были дворяне среди предков!

По-моему, особенно хорошо разработал тему Манифеста 18 февраля Леонтович в "Истории либерализма в России" (кстати, глубоко немецкий по стилистике и философской проработке труд - Леонтович написал и издал его по-немецки).