Hemos pasado (anton_grigoriev) wrote,
Hemos pasado
anton_grigoriev

Categories:

Архиеп.Марк (Арндт) - возможный неожиданный союзник правых на грядущем Всезарубежном Соборе?

Если в двух словах - я думаю, надеюсь, что он вскоре примкнет к противникам Унии или, в крайнем случае, останется нейтральным. Слишком смелая и самонадеянная надежда - вопреки всему, что мы знаем о его поведении в последнее время? Есть прямые и косвенные факты... Предметом этой заметки является попытка расставления точек на "i".

Если человек, который всю сознательную жизнь был онтологическим врагом некоего явления, вдруг, без изменения качества самого этого явления, а так же без собственного покаяния и публичной переоценки своих взглядов и ценностей, на ровном месте, становится его другом, то это может говорить о двух вещах: 1) либо этот человек абсолютно беспринципный карьерист и лицемер, не имеющий никаких убеждений за душой и являющийся идеологическим спутником лишь своей гордыне, спутником самого себя 2) либо этот человек просто избрал новую модель, новую тактику борьбы с сим явлением и прикровенно действует в рамках новой игровой ситуации по новому, однако не изменяя главной своей цели - и это становится видно по плодам, ясно в логике борьбы.

Что мы знаем об архиеп.Марке?

1. Во-первых, он энтээсовец и выпускник американской школы разведчиков. Этот человек не по наслышке знает, что такое логика борьбы. Этот человек, что еще более важно, понимает лучше других, что такое СССР, пост СССР и МП.

2. Во-вторых он молитвенник, аскет и постник - человек во всех смыслах достойный. Он не лжец, он смел, мужественен и он не лицемер (хотя и политик) - так говорят про него даже его враги. Нужно обладать минимально-христианским поведением, быть смиренным и быть с "открытым забралом", чтобы вообще чего-то стоить.

3. В-третьих он глава православной "Корпорации Публичного Права", т.е. единственной, с точки зрения сложных немецких законов, "Немецкой Православной Церкви". Он так же фактически является немецким чиновником, и вобщем-то по неписанным законам, понятным любому урожденному немцу, соблюдая свой статус обязан следовать в мейнстриме немецкой внешней политики.

4. В-четвертых, он настоящий человек, который, не в силу каких-либо приходящих или уходящих внешних идей, а в силу бессознательного понимания духовного стрежня МП, патриархию не воспринимает органически - на низкоуровневых пластах психики, которые отвечают за различение "своих" и "чужих" еще прежде рассудочного размышления. Это известно из его многочисленных выссказываний начала 90-х, да и из множества контактов с ним православных из разных юрисдикций. В современной РПЦЗ нет более последовательного антисоветчика, чем Вл.Марк.

5. В-пятых он немец, которому "экклесиология зарубежного патриотизма" (т.е. сменовеховство чистой воды) является совершенно не интересной и чуждой.

Так что же вдруг случилось с Вл.Марком, почему он, из наиболее последовательного борца с МП, причем не коньюктурного, как большинство зарубежных перевертышей-сергиан из эмигрантов второй и третьей волны, а подлинного, исторического, превратился вдруг в горячего сторонника сближения?

Как можно объяснить неожиданный поворот на 180 градусов человека, который в начале-середине 90-х годов говорил о необходимости русификации пространства СССР и называл патриархийных не иначе как "животными" (скромно при этом умалчивая об их отступлениях - еще бы, какие могут быть "отступления" у "животных"? Самая попытка оценки их поведения - абсурд) Он приезжаел в РФ в начале 90-х и говорил ожидавших с ним встречи патриархийным "диссиденстким" Епископам, что он готов с ними обсудить только вопрос их покаяния - и больше ничего.

Почему мы везде в патриархийной среде слышим восторги по поводу Вл.Лавра, Еп.Гавриила, но никогда не слышим славословий в адрес архиеп.Марка? Ответ напрашивается сам собой: потому что он им чужой. Если он им, несмотря на все свои объединительные инициативы чужой, значит есть надежда, что он не так плох, как мы думаем.

Линия поведения чиновника немецкого правительства Архиеп.Марка (Арндта) по отношению к РПЦ МП начала меняться вскоре вслед за изменением политики германского правительства в отношении Москвы. И то, что не всегда понятно в других частях света, в Германии ясно как дважды два. Как глава "Корпорации Публичного Права" Марк бы, наверное, устоял и в условиях антагонизма по отношению к собственным властям, однако ему бы чинили множество мелких и крупных препятствий, которые могли обернуться неприятностями для целостности Германской Епархии РПЦЗ - а ведь забота о своей Епархии есть одна из первенствующих задач Епископа. К тому же Марк немец и, как рассказывают, действительный патриот Германии. Ему, что самое важное, не прелагалось "немедленного объединения с МП", от него лишь, по всей видимости, требовали доброжелательности в новых условиях и поисков контактов. Т.е. его просили симулировать процесс, а не добиться результата.

И вот сейчас, когда в Германии пришел новый лидер, женщина-канцлер Ангела Меркель, которая в целом, в отличии от своего предшественника, является настроенной жестко анти-путински, мы можем увидеть новую внешнюю метаморфозу Вл.Марка (кстати, кто-нибудь видел Вл.Марка в Москве после смены Канцлера?) Но будет ли это вероисповедной метаморфозой, а не тактической? Неужели кто-то всерьез верит, что Вл.Марк изменил свое базовое отношение к Патриархии, а не просто перестроился в новой политической реальности на новый формат борьбы? Вл.Марк в глазах очень многих патриархийных людей, с которыми я разговаривал - типичный "палач", палач патриархийных, человек, компромисс с которым невозможен. Это не тот архиерей, который будет уговаривать и просить. Он прекрасно знает, что МП от поколения к поколению, воспроизводит самое себя и что можно только последовательно расшатывать ее устои, а не "улучшать". Так может быть он настроился в 90-е в связи с изменением общеполитической ситуации на "борьбу изнутри"?

Те, кто следит за его выступлениями, замечают, что Вл.Марк в Германии и Вл.Марк в России - два совершенно разных человека. Не использовал ли он свои старые энтээсовские навыки борьбы для внедрения в патриархийную среду, действуя в "новом формате"? Ведь он уникальный архиерей - большинство иерархов РПЦЗ это лидеры ДИАСПОРЫ, и только Вл.Марк фактически является главой национальной Церкви. В Германии - его культ. Кроме того, согласно немецким законам, его, в случае объединения с МП, сместить не удастся. Как МП смогла бы проглотить Вл.Марка, не поперхнулась бы она Германской Епархией? Да, разумеется, вокруг него масса всяких нечистоплотных людей и он их терпит. Но он сам, как и множество немцев - это все-таки христиане, а не советские перевертыши, наследующие иудин грех.

Патриархия это не ересь, это нечто иное. Многие говорят об Экуменизме МП, но, с моей т.з., говорить о нем в отношении МП это все равно что вспоминать двадцать два "Вселенских Собора" латинян. Разговоры об экуменизме это всегда громоотвод для игнорирования главной первоосновы - сергианства. Именно сергианство является сутью МП. А антиэкуменической она может быть запросто, как была она таковой в период "Всеправославного Совещания" 1948-ого года - дали бы указание свыше.

Сергианство же - это не следование в форватере политики мирских властей, иначе оно ничем бы не отличалось от искажений синодального периода, или от периода туркократии. Или от действий, зависимых от действий немецких властей, Архиеп.Марка. Суть МП вообще не в учениях как таковых, а совсем в другом. Сергианство, разумеется, это экклесиологическая ересь, но... и нечто большее. Говоря проще, она, эта суть, была сформирована в тридцатые, когда, чтобы выжить, нужно было непременно кого-то из братьев как "политических преступников" сдать. Время было такое - либо ты сдаешь своих, либо умираешь сам. И люди, которые в своей жизни не были в экстраординарных ситуациях, не служили в советской армии, не сидели в тюрьме, этого просто не понимают. МП основана на иудином грехе и на его теоретическом оправдании, а не на какой-то одной ереси - это все следствия, малые следствия, но не это главное. А иудин грех это не ересь - это, для знающих Писание православных, нечто иное. В тридцатые по городам и весям тысячи и тысячи сергиан сдавали своих братьев в органы, и тем обеспечивали себе жизь. Они и создали Традицию, духовную традицию МП. Ту традицию, которая делает из них не еретиков, нет, но, по слову Архиеп.Марка, "животных", борящихся за жизнь и топчущихся вокруг пролитой ими крови жертв - не знающих, что делать с этой кровью, то ли прославить убиенных ими же самими, то ли ею умыться. Т.е. тех, кто не имеет внутри себя человеческого различения добра и зла, границы. Патриархийные, убежденные, разумеется, патриархийные, это не еретики, а не совсем люди.

Чем отличается душа человека от души животного? Одним из важнейших отличий является то, что человеку дано различение греха от добродетели, добра от зла. В Патриархии же добро и зло смешивают, равно славословя и Новомучеников, и их палачей. Это, в свою очередь, порождает нравственную дезориентацию, сходную с шизофренией. И превращает патриархийных в нечувствительных к границе между добром и злом "животных".

А это - социально опасно, ибо даже язычники отличают добро от зла, хотя и не столь точно, как православные христиане.

Они не конструктивны, с ними нельзя иметь диалог. Разлагающаяся масса РПЦ МП просто социально опасна. Это понимают и многие правительственные чиновники РФ. В Патриархии пребывают люди с серьезными умственными повреждениями, иступленные, сумасшедшие, лицемерные, злобные, трусливые, заискивающие и совершенно аморальные - с бесконечным количеством психических аббераций. Причем сплошь на ответственных должностях. И внизу в целом не сильно лучше, есть только немногочисленые оазисы, маленькие благополучные островки...Но немногие достойные люди там ничего не решают.

У Вл.Марка есть еще одна черта, свойственная многим зарубежникам - он, кажется, верит в то, что его хиротония настолько безупречна, что к ней ничего не прилипнет. Ну, подумаешь, послужу со звероящером, если того требуют обстоятельства...Примерно так. Это, конечно, самообман. Но сам Вл.Марк действительно ведь в Германии ничем не рискует.

Зачем все это "сближение" было нужно Вл.Марку и преуспевающей Германской Епархии? Ответ мы вскоре увидим. Но даже если он на Соборе проголосует за сближение, а затем войдет в МП, он навсегда останется ее врагом - потому что человеческая фактура у него совершенно не совместима с патриархийно-"православным" культом "промыслительного упромысливания Новомучеников", т.е. с культом Вуду.

Вл.Марк - тактик, игрок, это безусловно. Он региональный церковный политик, который вынужден учитывать тысячи факторов. Но ему, в отличии, скажем, от Еп.Виктора Пивоварова, главного внутрироссийского лидера РПЦЗ(В), совершенно нет необходимости входить ныне в особые, доверительные отношения с писателями и политиками РФ и иступленно предлагать себя-патриота на замену архиереям МП, как делает это он сам и все его сергианское окружение - бывшие парт.и комм.работники и патриархийные попы. Или как это делает Митр. Суздальский Валентин. Вл.Марк - немец, православный немец, и этим сказано очень многое, если не все.

Кстати, мне тут рассказывают о том, что именно Марку благоволят в Кремле - те люди, которые занимаются церковно-государственными отношениями, тот же Сурков, например. Потому что он хоть настоящий, в отличии от аморальной массы патриархийных уродов. Но, разумеется, все понимают его региональный характер и вряд ли он сможет быть востребован в большой игре, кою который уже год затевает Правительство РФ по переустройству социально не благонадежной и небезопасной МП.

Время будет идти своим чередом, а мы посмотрим. Но надежда на то, что к Собору Вл.Марк смягчит свои "объединительные" позиции или даже откажется от них вовсе, у меня есть. Более того, есть надежда даже на то, что он неожиданно откажется от самой мысли о системном сближении с МП.

Я не верю ни Митр.Лавру, ни Вл.Гавриилу - это все статисты. Реальных деятельных людей, способных "платить по счетам" за свои действия и нести ответственность, в РПЦЗ не так уж и много. И если точка зрения Вл.Марка в ближайший предсоборный период претерпит неожиданную эволюцию, Собор может пройти весьма интересно.

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments