Индия

Ко дню рождения Карла Генриха Мария Орфа...



...его же память ныне совершаем в тихом семейном кругу, вдали от Фатерлянда, в Московии, на берегу живописного пруда.

Музыку и либретто этой величайшей сценической кантаты написал в 1930-х годах в Германии один и тот же человек, близкий друг гауляйтера Вены и одного из руководителей гитлерюгенда Бальдура фон Шираха. Работа Орфа основана на двадцати четырёх стихотворениях из сборника средневековой поэзии XIII века «Codex Buranus», стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке, со вставками старофранцузского (т.е. в основе древнефранкского). Писалась кантата на фоне кровопролитных боев, которые вело христианское европейское человечество в Испании против местных коммунистов-республиканцев и помогавших им советских богоборческих интербригад - культурно-символическое пространство Европы само собою в те трудные и тревожные года наполнялись словами, ритмами, смыслами и образами эпохи Крестовых Походов. Премьера прошла во Франкфурте (название этого немецкого города переводится как "переправа франков") в 1937 году и с восторгом была принята немецкой, итальянской и испанской музыкальной прессой, а затем неоднократно исполнялась по всей континентальной Европе и звучала в войсках стран Антикоминтерновского Пакта.



И, несмотря на средневековые остинатные ритмы и диатоничность нет, пожалуй, другой музыки на свете, которая бы так точно и в такой напряженно-героической манере отражала чувства осажденных Красным Зверем миллионов европейских христиан 1930-х годов.

Относительно текста Орфа - о том, чем является Фортуна-Провидение в богословских и философских трудах западноевропейской христианской поздней античности и средневековья, в том числе у блаж.Августина и поздних схоластов можно почитать здесь.
Кстати, в своё время пыталась спорить о "типичном человеке Третьего Рейха". Мне говорили, что типовой наци Рейха - это некий "колбасник, любящий шлюх и эстрадные шлягеры", я же привела пример интеллигента среднего достатка и среднего же таланта - то есть блондин-очкарик, знающий немного музыку, немного искусство, работающий инженером или учителем. Это и был основной состав НСДАП, кстати и - идеал нацистов. Как молодой человек на этой картине, хотя он и шатен :)). Но людям так хочется видеть "колбасника", что их ничто не убеждало.



Edited at 2018-07-10 09:54 am (UTC)
Да, Зина, да. Но отнюдь не только интеллигенция, но даже и немецкие рабочие смотрели в немецком кинематографе фильмы о Галантном Веке в Германии или постановки русской классики XIX века. У них же история их страны не началась в 1917 году и историю в школе преподавали, в отличии от СССР 1920-х-1930-х годов, где такого предмета как русская история вообще долго не существовало. Кстати, а что такого плохого в "колбасниках"? Уж всяко лучше лягушатников, макаронников, кашников-ватников, салоедов и прочих бульбашей)

Баварские колбасы не делаются из крыс, комбижира и трупных червей из протухшей свинины, как принято их делать в нашем богоспасаемом отечестве последнее столетие.
Просто колбасник не был основой той идеологии. Как и рабочий, собственно. Национал-социализм - это стиль "молодого Вертера", которому надоели страдания.
Разумеется, после 1934 года какой уж там "социализм" и какие уж там "рабочие" )
А после аншлюса и провозглашения рейхсканцлера в Вене "протектором короны СРИГН" с поднесением ему таких антипролетарских предметов как инсигнии монархов СРИГН, включая копие св.Лонгина - императоры. Фридрих это формат притязаний 1934-1938 гг.
Тем не менее, фильмы о нём продолжали снимать и во время войны. Это был герой на все времена. Кстати, в ГДР тоже был культ Фридриха. Я его застала там :)
Крестовый поход на восток назван именем немецкого императора, а не короля, причем близкого друга нашего русского князя.
Да, но Галантный век всё равно был растворён в массовой культуре Рейхе.
Как последняя рыцарская эпоха, наиболее близкая по времени. Однако в живописи и музыке Рейха безраздельно царствовал немецкий романтизм XIX века, почти аутентичный, почти без рецепций. Даже Орф, чей день рождения мы праздновали вчера, был слишком для многих модернистом и некоторые пытались к его творчеству клеить шильдик дегенеративного искусства. С другой стороны, технологической, Рейх был футуристическим проектом, обращенным в будущее.