Два вида не ведающих индивидуального родства

В каждом человеке есть доброе и дурное, каждый человек творит поступки, отдаляющие или приближающие его к Богу Истины. Добрый человек своих дурных поступков стыдится и раскаивается в них. Культурный добрый человек, человек своего рода, стыдится не только своих собственных дурных поступков, но и дурных поступков тех или иных своих предков, если кто-то в его роду согрешил и бросил тень на всех остальных.

Так, мне стыдно за одного из своих дальних родственников, который даже не является моим прямым предком и который жил в XIX веке, стыдно за то, что он поддерживал письменное общение с т.н. "декабристами", хотя во всех остальных смыслах он был прекрасным человеком. Я ценю его добродетели, но осуждаю предосудительную душевную привязанность к нарушителю присяги и бесконечно этого стыжусь.

Совсем иначе дело обстоит с существами, которые не отождествляют себя с индивидуальным своим родом и не знают его дальше третьего-четвертого поколения, но имеют душевную связь только с обобщенным "народом" либо не имеют ее вообще ни с кем. Такие никогда не стыдятся индивидуальных грехов тех или иных своих предков, но только гордятся всеми и сразу, оправдывают обобщенный "народ" во всех его проявлениях, добрых и дурных. Либо же, напротив, обособляются ото всех, заявляют о своей частности и отдельности, придумывают атомарную социальную философию человеческой жизни, как-будто бы не являются детьми своих родителей. Первых в Отечестве именуют "патриотами", вторых "либералами", хотя использование обоих этих терминов в данном случае курам на смех... Не дружественны помнящим свой род людям оба типа этих существ, но "патриоты" все же недружественны более, потому что навязывают свое генеалогическое зло людям в качестве "добра", а "либералы"-атомисты лишь перестают быть детьми своих родителей, теряя связь и с добрым, и с дурным.
Позвольте заметить..
..что все же Вы несколько радикально судите. Нужно еще учитывать и культурно-образовательный кругозор человека и в целом степень приобщенности его к традиционному человеческому бытию. В эпоху торжества массового общества как первое, так и второе стоит под большим вопросом. Более того, если вести разговор о нашей стране, то очевидно, что подавляющее большинство ее населения было насильственно лишено как исторической памяти (и почему оказалось "иванами без родства"), так и традиционного уклада жизни.

Например, я происхожу из крестьян и являюсь горожанином лишь в первом поколении. События 20-40 гг. разметало моих предков (кого по лагерям и ссылкам, кого по стройкам) так, что осталась память лишь именно о 3-4 поколениях, не более. Поскольку предки (насколько я смог проследить) были самыми обычными крестьянами (русскими и инородческими государственными), то крайне сложно собрать информацию о них. Метрические книги сгинули вместе с хранящими их церквями, мемуаров прадеды не оставили (самый культурный был всего лишь церковным старостой), соответственно фотографий практически нет.

Поэтому мои знания о предках ограничены теми крупицами, что смогла сберечь память бабушек (дочерей респрессированных). Но даже если не было пострадавших от сов. властей, то в силу объективного социально-культурного положения прадедов ряд ли я смог узнать что-то более, чем просто имена моих пращуров.

Вместо с тем замечаю, что если у кого-то из современников память простирается на век-два-три, сохранилось знание о деятельности и обстоятельствах жизни пращуров, существует достаточная коллекция фотокарточек или портретов, то как правило это связано стем, что предки принадлежали к культурному слою (и были купцами, дворянами, разночинцами и пр.).

Поэтому, если в целом я полностью согласен с Вашим выводом, то в частностях хотел заметить, что порою объективные причины вносят свою коррекцию в озвученные Вами тезисы.
Re: Позвольте заметить..
Крестьянство России это неоднородная материя. Север и юг это одно, с севера и юга России из крестьянства вышло немало достойных людей. А вот крестьянство центральных губерний, где преобладающим укладом жизни была община, это совершенно другое. Я тоже согласен с Вами, разные бывают обстоятельства у людей, различна и генеалогия крестьянства.