Местная деревенская церквушка



Сюда сегодня на мессу собирались на моих глазах местные господа в европейских костюмах и их дамы в белых платьях.
Ну "карго-не карго", а ведут себя местные католики соответственно - на мессу в красивой одежде.

К слову, в пику вопроса восприятия русским католичества. В свое время студентом обошел все религиозные общины нашего города. СССР только что рухнул, стало возможным свободно верить, но бывший советский пионер и продукт атеистического воспитания попросту ничего не знал о религиозном мире. И вот решил я просто обойти все что было в городе из культовых сооружений, посмотреть на верующих и попытаться воспринять ту или иную религиозную традицию так сказать на уровне чувственного опыта.

Был, разумеется, и в костеле.. признаюсь, тогда мне в нем понравилось больше чем в православной церкви. Это было близко мне, католичество ощущалось мною как что-то большое, серьезное и солидное. Правда было чувство, что хоть это и христианство, но какое-то иное, чем свое "родное". Православие воспринималось каким-то земным, посконным, а католичество - высоким и строгим. Образ первого тогда мною переживался как сельский поп с сальными волосами, добрый такой батюшка, незлобливый, но простой и неграмотный. А католик это какой-то респектабельный пастор в строгом костюме и с темя высшими образованиями за спиной.

Понятно, что это субъективные юношеские переживания далеки от реальных христианских направлений. Но что-то все же в них было интуитивно правильного.
Католики в целом вели себя более по-христиански, чем православные в целом при коммунистической власти. В свое время я публиковал жития российских католических новомучеников 1930-х... Причем это касается как России, так и Китая. В СССР же вообще католики после окончания WW2 фактически были на положении Катакомбной Церкви и я знаю примеры сотрудничества катакомбных православных батюшек и католических начала 1980-х.

Edited at 2018-11-05 05:38 am (UTC)
В этом плане характерен рассказ о.Олега Стеняева, который в советское время отбывал воинскую повинность, служа в охране колоний. Узнав, что один из заключенных баптист, он вырвал из своего тайно хранимого Евангелия пару глав и передал ему. Баптист был изумлен и крайне обрадован. Он спрашивает молодого паренька в военной форме - Ты тоже протестант? На что слышит ответ -Нет, я православный. Баптист задумался и произнес - Значит и среди православных можно встретить хороших людей.
Послевоенная официальная т.н. "Православная Церковь", то есть созданное Сталиным из бывших обновленцев-живоцерковников в пропагандистских целях в военное время сборище сатанинское, мало чем отличалась от послевоенного советского общества, то есть и РПЦ МП не миновал крен в уголовную культуру всего общества, особенно после знаменитой амнистии 1953 года. Батюшки МП в Москве 1950-х годов по воспоминаниям многочисленных свидетелей и очевидцев буквально из'яснялись на фене и жили "по понятиям", это была общественная норма эпохи. От простых уголовников они отличались лишь тем, что накладывали на себя крестное знамение при виде советских обелисков и стел, святых пентаклей и прочих советских символов.

Edited at 2018-11-09 07:54 am (UTC)