Когда мне было чуть за тридцать...

...я был весьма бабколюбив, а бабки отвечали мне взаимностью. Я ездил на стареньком Форде по русской провинции, в Суздаль и Владимир, Кострому, Ярославль и Углич, по городам Золотого Кольца и старым деревенькам. И вел путевые заметки. Меня интересовала русская этнография и религиозная жизнь, я был скромным молодым человеком и производил на бабок доброе впечатление. Их проницательные взоры не могли разглядеть во мне того, что к деревенскому целительскому православию, судьбам мира, богатству и будущему, а так же их многочисленным внучкам и правнучкам я был довольно равнодушен и интересовали меня всерьез только семьи и архивы непоминающих, а я был слишком вежлив чтобы разрушать их о себе иллюзии.

Перед моими глазами прошли десятки бабок, имевших серьезную репутацию у себя в поселениях и округах. Большинство из них, конечно, настоящими старицами-ведуньями не являлись, а были младобабками, изображавшими из себя на безрыбье бабок, но были и два исключения. Одну звали Марфа Андреевна, а другую Любовь Сергеевна, и я запомнил их на всю жизнь, потому что они отличались от других представительниц своей профессии более архаическим языком, пронзительными глазами и силой невербального воздействия.

Бабке не следует смотреть прямо в глаза. Перед бабкой не стоит обнажать свои слабые стороны. К бабке не следует близко подходить, изучать их лучше с расстояния метров трех или более. Из своих путешествий по матушке-России я сделал вывод, что роль местного попа обычно только церемониальная, а все реальное воздействие на людей в руках местночтимых матрон и стариц, существ природных и архаических.
Меня интересовали не столько русские традиции, сколько судьбы потомков непоминающих митр.Сергия горожан, уехавших в деревню и ушедших на нелегальное положение. Однако в деревнях мимо бабок пройти никак нельзя, тем более в исторических и церковных вопросах.

Edited at 2019-04-16 07:40 am (UTC)
Конечно, ничего русского в "русских" деревнях нет. Зато славянского с избытком. А русское все если и осталось, то в городах - от IX века и до настоящего времени. Сельское это не русское, а "тутошнее".
Балты определенно участвовали в этногенезе славян, финны тоже на севере. А на юге половцы. Но вообще мне все отчетливее не хочется говорить о славянах как о группе близких по крови и языку племен. Славянство было чем-то одним в весьма далеком прошлом, когда датчане были германским племенем Данов, а шведы - германским племенем Свенов, а потом его растащили по вотчинам. И сейчас славянство это мировоззрение, филология, иногда - политология, но выморочная. Понятно ведь, что чехи гораздо ближе к германцам, чем, скажем, к сербам.
Была у родственников в деревне бабка-ведьма, конкретная, в свинью оборачивалась, например.
Отобрал у нее председатель землицу, потом вдруг неожиданно стал сохнуть и чахнуть, на коленях приполз и умолял...
Да много что еще можно рассказать.