2019 год, 50 лет

Вспоминаю с юмором...

...пару своих посещений храма Косьмы и Дамиана, где настоятелями о.Александр Борисов и о.Георгий Чистяков. один раз в конце восьмидесятых, один раз на Пасху, в середине 90-х. Что сказать? Там я увидел всех колдунов и волшебников этого чудного города, которых знал в детстве и которых не знал. Всех. Там были известные астрологи, музыканты, философы, хироманты, лицедеи, художники и пр. Даже православные кришнаиты и буддисты с характерным, хотя и чуть смягченным, внешним обликом. Тусовка с большой буквы. И их всех причащали. Воистину, Гуманизм новой эры един - его человеколюбивая и миссионерская вера выше культурно-видовых особенностей различных гуманистических групп.
О. Георгий на конфе в честь Симоны Вейль с большим энтузиазмом рассказывал о случае, в ко-м пострадавшей стороной был Вл. Лосский, а хулиганом какой-то епископ (митр. Антоний? не помню и могу позорно напутать и наврать): еп. цитировал Лосскому "Упанишады", а потом спрашивал из каких это Отцов, и Лосский уверенно отвечал: то-то оттуда-то, а вот это отсюда. Еп. т.о. доказывал Лосскому что-то про богопознание (тот настаивал на исключительности христианства). О. Георгия не смутил даже сомнительный приём эксперимента: вместо "откуда это?" - "из каких это Отцов?".:)
Странно, что такая утрата исторического чувства и вызывающая безвкусица (в смысле неспособности ощутить различие) характерна именно для интеллигентов: им вроде бы положено наоборот... Или они так пытаются верить без фанатизма и сидеть сразу на двух стульях? Христиано-вольтерьянство?:)
Мне вспоминается в этом отношении разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским. Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий. Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: “Нет, в них истины нет!” Я пришел домой, взял книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: “Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов. Можете ли вы “по звуку” их узнать?” Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви. Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса. Это не значит, что мы должны отождествлять веру, которую получаем во Христе и от Христа, с другими верованиями; но как мы должны быть осторожны, когда мы судим о другой вере!(Антоний, Митрополит Сурожский)
Да там и в алтаре много всяких ряженых, называющих себя православными, а на деле являющиеся прокатоликами.
А Сиверс с Хроловым и др. хиппи с Арбата были?
Их не видел. Не уверен, что С. был когда-нибудь "хиппи". А Фролова мог и не упомнить, бо молод.
Разве вы принимали у них исповедь? Разве можете вы брать на себя смелость утверждать, что Причастие будет им в суд или во осуждение? Да и вообще, разрешать приступать к таинству - дело священника. Вы, насколько я знаю, им не являетесь. Поэтому, может, не будем спешить осуждать и выносить приговор? - Кто достоин причащаться, а кто - нет...
О. Георгий Чистяков - как преподаватель вуза
О. Георгий Чистяков вел на нашем первом курсе латинский язык, но я был не у него; а на третьем курсе был предмет "Культурология" и по выбору можно было ходить в т.ч. название точно не помню, на курс лекций типа "введение в православие", которое вел о. Георгий, но я выбрал другой. Однажды, опоздав, иду по коридору института и слышу не то слово какой громкий и не очень приятный мне голос, впоследствии узнаю, что это был о. Георгий. Как-то подсознательно не выбрал его курс лекций.
ИТОГ: ни в одном из вышеназванных случаев мне не удалось вплотную соприкоснуться с о. Георгием. Может, это подарок свыше?