Hemos pasado (anton_grigoriev) wrote,
Hemos pasado
anton_grigoriev

Вера во Христа и в гималайских махатм

Как меняется время. Сейчас это может кому-то показаться странным и абсурдным, но в начале 90-х годов веровать во Христа и гималайских махатм вобщем-то не считалось предосудительным. Внутри РПЦ МП действовало целое сообщество "православных рерихианцев". Люди из него вели активную церковную жизнь, исповедовались, причащались, издавали свою литературу, продававшуюся в лавках, имели высоких церковных покровителей из числа епископата, а в миру занимали различные ответственные посты. Рерихианцев защищал, в числе прочих, лично Митр.Питирим. Впрочем, ничего удивительного. В это же самое время контактами и совместными публичными акциями с теософами и колдунами не брезговали даже такие люди, как Митр.Иоанн Снычев (об этом, например, с иллюстрациями здесь) Тогда еще РПЦ МП не прошла стадию размежевания и с "восточными учителями", портреты коих (вроде Рамакришны) украшали келии иных монахов, а сочинения цитировались наравне со святоотеческими на различных церковно-гуманитарных симпозиумах и площадках.

В начале 90-х считалось, что разрыв с рерихианцами будет означать разрыв со всем "культурным обществом" и "всеми интеллигентными людьми". И все-таки о.Андрей Кураев, молодой образованный референт патриарха, ввязался с ними в борьбу. В ходе этой тяжелейшей компании, длившейся целых четыре года, он издал множество книг и брошюр ("Сатанизм для интеллигенции" лишь наиболее известная из них. Против него в ответ собирались "коллективные письма деятелей культуры", его снимали с различных церковных послушаний, здорово травили в прессе и даже на некоторых каналах ТВ. Однако, время начало меняться и, в конце-концов, он победил - на Соборе 1994-ого года рерихианство было официально отвергнуто, поддерживавшие рерихианцев вышли заштат, все устроилось хорошо.

Сейчас другое время и другие стандарты. Рамакришну уже не цитируют наравне с Отцами Церкви, а сочинений Рериха в церковных лавках даже из под полы не найти. Однако новое время рождает и новые формы посягательств на реформирование Церкви в угодном "культурному обществу" ключе.

Кочетковское движение, столь активно ныне поддерживаемое извне Церкви "деятелями культуры" и другими интеллигентными людьми есть новая линия обороны по сути тех же самых сил.

Кочетковское сообщество это коллективная система выживания и обороны советской церковной интеллигенции, агонизирующая, но продолжающая защищать самое себя синкретическая духовная культура советских времен. Когда я говорю здесь "интеллигенция", я подразумеваю людей, сильно, чрезвычайно сильно включенных во внешние, безбожные круги своих знакомых и коллег по цеху, служащих, журналистов, управленцев, музыкантов, писателей, театралов и т.п.. Тех, чья корпоративная солидарность со светской "культорой" (и ее носителями), внешней по отношению к Церкви, важнее собственно церковной солидарности (солидарности со Святыми и ныне живущими членами Церкви). Поэтому и в системе катехизации их так много "общекультурных" произведений из набора советского культурного служащего, и совсем нет Св.Отцов. Странно? Ничуть.

С этими людьми решительно невозможно вести диалог и их систему переделать нельзя. Она черпает силы НЕ В ЦЕРКВИ, а во внешнем мире, который и составляет ее базу, основу. И если православные обращаются к церковности и отеческой вере, то они - к "культуре". Посмотрите на список членов попечительского Совета СФИ... Это явление можно только полностью, волевым усилием вымести за ограду Церкви. Иначе оно будет менять Церковь под себя, причем не столько каких-нибудь хоругвеносцев с колом (которых, как и всяких бесноватых, вобщем-то, немного), сколько обычных, простых людей.

В некоторых сообществах пишут. что отличительным признаком кочетковства является любовь к диссидентству. Но диссидентство лишь частный случай интеллигентской фронды. Подлинным признаком является все-таки невероятная для церковного человека корпоративная солидарность с миром, прежде всего миром гуманистических идеалов т.н. "культурных людей".

Разумеется, разрыв с кочетковцами будет означать и разрыв с внешним по отношению к Церкви "культурным сообществом", чего так страшатся такие люди, как, например, Митр.Кирилл. Но с этим т.н."культурным сообществом", имеющим свое родовое происхождение от советского синкретизма и русской т.н. "религиозной философии", и нужно разорвать. Диалог с ним привел в 20-ом веке лишь к соборному осуждению учений его лидеров еще в начале 30-х годов. Однако кочетковцы этого не замечают - все отверженные Церковью лидеры т.н. "русской религиозной философии" являются "апостолами" кочетковцев и их сочинения - наиболее читаемы ими. И в своей системе катехизации они подменяют ими сочинения Святых.

РПЦ МП имела уже болезненный опыт в 90-е годы по разрыву с влиятельным "паракультурным" сообществом крайних форм советской интеллигентской религиозности вроде рерихианской группировки. Предстоит ей расставание и с этими милыми и общительными интеллигентными людьми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments